11.01.2023 мной была взята ипотека по программе господдержки на строительство дома. В августе 2023 г. я позвонила на горячую линию 900 и связалась с менеджером по ипотеке, чтобы уточнить даты подачи документов на дом. На что я получила "великолепную и профессиональную консультацию" сотрудника СберБанка, которая дословно сказала мне: "Я смотрю в ваш договор, у вас есть 3 года для подачи документов на право собственности". Дом был достроен и готов к сдаче уже в октябре, но поскольку менеджер уверила о том, что у есть 3 года (!!!), я не спешила. В феврале 2024 г. я случайно увидела, что ставка поменялась с 7,3 до 12%. ВНИМАНИЕ. Банк даже не удосужился уведомить меня о повышении ставки. Я создала обращение, параллельно регистрируя дом в ЕГРН. Банк ответил, что готов рассмотреть обращение повторно после предоставления выписки. Я предоставила. На что 25.03.2024 г. мне отказали вернуть изначальную ставку.
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
По словам Алексея Волкова, директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), кредитная история не содержит оценочной информации, только фактические данные.
«Поэтому и "исправить" её невозможно. Те записи, которые там появились — "хорошие" или "плохие", — останутся там навсегда. К тому же решение о том, является ли кредитная история заёмщика "плохой" или "хорошей", принимает не бюро кредитных историй, а каждый конкретный кредитор, исходя из собственной кредитной политики или уровня "аппетита к риску".
Что же касается не соответствующих действительности фактов в кредитной истории, то их можно и даже нужно оспаривать. Для этого надо связаться или с НБКИ, или с кредитором, который такую запись внёс. После получения заявления гражданина на оспаривание какой-либо записи в кредитной истории бюро должно провести дополнительную проверку данной информации, запросив её у кредитора. Кредитор, в свою очередь, обязан в течение 14 дней со дня получения запроса бюро кредитных историй, а в некоторых случаях и раньше, представить в кредитное бюро либо информацию, подтверждающую достоверность ранее переданных сведений, оспариваемых заёмщиком, либо исправить его кредитную историю в оспариваемой части. Направив при этом в бюро кредитных историй соответствующие достоверные сведения.
В целом можем только сказать, что гражданам необходимо постоянно контролировать свою кредитную историю. Причём не только в связи с возможными ошибками или попытками кредитного мошенничества, но и если имеется потребность в получении нового кредита. Это поможет посмотреть на себя глазами кредитора и оценить свои возможности на получение кредита», — говорит Алексей Волков.
Также он напоминает, что два раза в год свою кредитную историю можно получить бесплатно.