logo
Ещё

Дорожная карта проекта

Дорожная карта проекта – это удобный и эффективный инструмент стратегического планирования. Она широко применяется для самых разных видов деятельности – от политики и дипломатии до государственного управления и бизнеса. Рассмотрим подробнее, что представляет собой дорожная карта, как происходит ее разработка и наиболее наглядные примеры готовых продуктов.


Дорожная карта проекта – Road Map

Дорожная карта – это дословный перевод англоязычного словосочетания Road Map (в другом написании – Roadmap). Она представляет собой документ, в котором содержатся ключевые этапы реализации какого-либо проекта или мероприятия. Важной составляющей дорожной карты выступает информация о сроках завершения каждой стадии и исполнителях, назначенных ответственными за успешное решение поставленной задачи.

Дорожная карта принципиально отличается от обычного маркетингового плана.

Прежде всего – стратегической направленностью документа, которая выражается в постановке и достижении долгосрочных целей.

Логичным следствием длительного срока реализации выступает возможность или даже необходимость периодического внесения корректировок в содержание документа. В этом случае происходит так называемая актуализация Roadmap, которая предусматривает информирование всех заинтересованных лиц, включая исполнителей.

Ниже приводится пример успешно реализованной на практике дорожной карты. Он представлен в укрупненном виде и показывает процессе запуска платформы Misscoin и вывода токена на биржу.


Когда нужна карта?

Грамотно составленная дорожная карта способна помочь практически в любом деле. В качестве наглядных примеров можно привести следующие разновидности Road Map с очевидной пользой:

  1. Продуктовая. Обычно разрабатывается для нового продукта, например, банковской карты. В Roadmap детально прописываются основные моменты выхода на рынок – от сроков изготовления и запуска до сопровождающей рекламной кампании. Важными составляющими дорожной карты в этом случае становится разделы о техническом обеспечении, тестировании и других подобных аспектах.
  2. Технологическая. Наиболее часто составляется в условиях жесткой конкурентной борьбы. Цель разработки и реализации – превзойти конкурентов, что является не самой простой задачей стратегического масштаба. Поэтому дорожная карта станет отличным инструментом для ее успешного решения.
  3. Отраслевая. Один из самых сложных видов дорожных карт, представляющий собой стратегию развития целой отрасли промышленности или крупного ее сегмента. Органичной частью общего документа становится Roadmap для отдельного промышленного предприятия.
  4. Корпоративная. Стандартной причиной разработки подобного документа становится стремление сформировать внутрикорпоративную культуру. Еще один возможный вариант – освоение новых рынков. В обоих случаях крайне важно четко спланировать стратегию компании, после чего выразить ее в наглядной и понятной дорожной карте.
  5. Образовательная. Ее составлением занимаются в рамках кадровой работы, направленной на поиск новых квалифицированных специалистов и повышение уровня профессиональной подготовки уже имеющихся. Отдельного упоминания заслуживает персональные дорожные карты, представляющий собой стратегию построения успешной карьеры.
  6. Проектная. Самый распространенный вид Roadmap. Составляется в рамках реализации отдельного долгосрочного проекта. Несколько напоминает обычный бизнес-план, но с большим акцентом на стратегическое развитие и визуальную составляющую документа.

Что показывать на дорожной карте?

Требования к содержанию дорожной карты зависят от ее разновидности и целей составления. С некоторой долей условности можно выделить несколько обязательных для освещения в документе моментов:

  1. Для руководителя на первый план выходит понимание стратегии, установленные владельцем сроки решения задач и выделенные ресурсы.
  2. Для партнеров и инвесторов наибольший интерес представляют характеристики и достоинства продукта, а также возможные преимущества от предлагаемого сотрудничества.
  3. В отношении менеджеров по продажам наиболее актуальной является информация о выгодах для целевой аудитории и наличие обучающих материалов.
  4. Разработчики и технические исполнители акцентированно изучают свои будущие функции в рамках реализации дорожной карты, сроки исполнения поставленных задач, выделенную материально-техническую базу и другие подобные моменты.
  5. Для отдела кадров самой важной информацией становится предусмотренная Roadmap система мотивации, которая приведет к соответствующим премиям и бонусам для персонала.

Создание Roadmap

Эффективность практического применения дорожной карты в значительной степени зависит от того, насколько грамотно составлен документ. Рассмотрим основные аспекты, связанные с его созданием.

Что потребуется?

Первым делом следует четко определиться с основными целями разработки Road Map. Для этого необходимо произвести следующий набор действий:

  1. Сформулировать главную цель стратегии развития. Желательно – как можно более конкретно, еще лучше – с указанием цифр, например, объемов продаж.
  2. Определиться с потенциальным покупателем. Целевая аудитория – база для любой коммерческой деятельности, тем более – успешной.
  3. Собрать исходные данные по проекту. Чем их больше, тем лучше. Намного проще отсеять ненужные или менее ценные сведения, чем пытаться разработать дорожную карту при их нехватке.
  4. Обозначить промежуточные задачи и этапы работы. При необходимости они группируются или взаимно увязываются. Достижение стратегических целей требует решения сложных задач.
  5. Расставить приоритеты. Ключевой этап подготовки к непосредственно разработке дорожной карты. От его успешной реализации в значительной степени зависит успех всего проекта.
  6. Выбрать инструменты для визуального воплощения документа. Одним из важных требований к нему выступает наглядность, что делает визуальную составляющую очень актуальной.

Важно помнить, что дорожная карта не является догмой. Она нередко нуждается в доработке, что вполне логично, если учесть длительный срок ее реализации на практике. За это время могут поменяться как внешние, так и внутренние факторы, что неизбежно требует внесения в документ соответствующих изменений.

Инструменты для создания

В настоящее время разработка дорожной карты наиболее часто осуществляется с задействованием трех категорий вспомогательных инструментов:

  1. Электронные таблицы в любом из двух самых популярных форматов – Excel или Google Docs. Простой, доступный и бесплатный инструмент, весьма многофункциональный в умелых руках.
  2. Программы для разработки презентаций. И в этом случае наиболее часто используются два варианта – Power Point или Google Презентации. Такой подход позволяет получить яркую визуализацию, нередко – в ущерб содержанию.
  3. Специализированные сервисы. Большая их часть является платной, хотя многие ресурсы предоставляют бесплатный пробный период использования. Освоение подобных продуктов требует больше времени, но их грамотное применение предоставляет немало плюсов, например, обширный функционал и встроенные дополнительные инструменты. В числе наиболее популярных сервисов подобного типа нужно отметить такие: Roadmunk, Taskworld, GanttPRo и Hugger.

Как работать с картой?

Как было отмечено ранее, дорожная карта проекта не является догмой или чем-то незыблемым. Напротив, намного правильнее не только контролировать ход ее реализации на практике, но и оперативно вносить изменения в случае необходимости.

Такой подход обеспечивает большую эффективность на выходе и заметно увеличивает вероятность успешного решения поставленных стратегических задач.

Ошибки новичков

Дорожные карты могут очень сильно отличаться друг от друга. Как содержанием, так и целью составления. Именно поэтому и ошибки новичков при разработке заметно разнятся. К числу наиболее частых нужно отнести такие:

  • излишняя детализация, которая мешает восприятию проекта в целом, в том числе – в части визуальной составляющей;
  • отсутствие регулярного контроля над ходом реализации Roadmap, а при необходимости – внесения уточняющих и корректирующих изменений;
  • отсутствие командной работы над дорожной картой, так как только такой формат взаимодействия позволит наиболее полно реализовать ее очевидные достоинства на практике.

Чек-лист, чтобы ничего не забыть

Не существует универсальной инструкции, следование которой позволяет получить на выходе грамотно составленную дорожную карту проекта. Это объясняется разнообразием подобных документов сразу по трем параметрам: функционалу, содержанию и оформлению.

Поэтому намного правильнее не пытаться найти готовый чек-лист, а серьезно отнестись к планированию собственной работы, в том числе и прежде всего – в части разработки дорожной карты.

Примеры дорожных карт

Найти образцы дорожных карт по реализации проектов не составляет труда. Для этого достаточно воспользоваться любой поисковой системой в интернете. В качестве простого и наглядно примера можно привести следующий скриншот.


Изображение на нем сложно назвать полноценной дорожной картой, так как документ не является ни стратегическим, ни долгосрочным.

Но он может выступать примером части большой и грамотно составленной Roadmap, а потому заслуживает внимания.

FAQ

Что означает термин «дорожная карта проекта»?

Он обозначает документ, который содержит стратегическую цель проекта, отдельные этапы его реализации, сроки выполнения каждого и лица, ответственные за их соблюдение.

Как он возник?

Термин является дословным переводом английского слова Roadmap (или словосочетания Road Map).

Когда требуется разработка Roadmap?

Необходимость создания дорожной карты возникает при решении любых долгосрочных, то есть стратегических задач.

Какие инструменты используются для создания дорожной карты проекта?

Составить дорожную карту можно с использованием широкого спектра инструментов: от обычных электронных таблиц и программ для разработки презентация до специализированных сервисов.

В чем основное отличие Road Map от обычного маркетингового или бизнес-плана?

Первым и ключевым отличием дорожной карты становится ориентация на достижение стратегических, то есть долгосрочных целей. В то время как бизнес-план обычно решает тактические задачи.

Подведем итоги

  1. Дорожная карта проекта или Roadmap – удобный инструмент стратегического планирования и достижения долгосрочных целей.
  2. Разработка документа имеет смысл всегда, если речь идет о горизонте планирования от 1-2 лет и дольше.
  3. Для разработки и визуализации дорожной карты используются различные инструменты, включая электронные таблицы, ПО для презентации и специализированные сервисы.
  4. Грамотно составленная дорожная карта увеличивает вероятность достижения поставленных целей и, как следствие, ведет к процветанию бизнеса.
Часто ищут