logo
Ещё

SWOT-анализ

СВОТ анализ – это одна из тех вещей, которые очень легко понять и очень сложно сделать. SWOT анализ нужен для того, чтобы оценить силы/слабости/возможности/угрозы чего-либо. Выглядит это просто: вы делаете табличку 2х2, в каждую ячейку выписываете те самые силы/слабости/…, после чего делаете выводы: «вот это нам нужно исправить, вот здесь нам нужно работать более усиленно, а вот тут все и так хорошо». Проблема в том, что «сила» и «слабость» – оценочные суждения, и для того, чтобы правильно их выписать, вам нужно: а) быть объективными; б) рассмотреть предмет анализа с разных сторон. Если речь идет о придорожном кафе, то можно справиться и самостоятельно, если же под анализ попадает компания с 1 000+ работниками – скорее всего, понадобится помощь аналитиков. Ниже мы подробнее расскажем о том, как этот анализ работает и как вам проводить его самостоятельно и с наилучшим результатом.

SWOT-анализ – что это

Задачи анализа

SWOT-анализ – это поверхностный анализ факторов, присутствующих в чем-либо. Мы пишем «в чем-либо», потому что этот вид анализа можно применить вообще ко всему: к человеку, к бизнесу, к городу, к стране. Вы можете даже провести СВОТ-анализ своего кота, если у вас таковой есть.

Анализ строится на 2-х ключевых параметрах, имеющих 2 полюса: внешние факторы и внутренние факторы. Так как по итогу есть 4 крайности, их разбивают на матрицу SWOT-анализа:


  • Положительные внутренние факторы: «Сильные стороны».
  • Отрицательные внутренние факторы: «Слабые стороны».
  • Положительные внешние факторы: «Возможности».
  • Отрицательные внешние факторы: «Угрозы».
Как и у любого анализа, у СВОТ есть конкретная задача – сгенерировать полезные выводы из имеющихся данных.

В данном случае генерировать выводы очень просто: сильные стороны – это то, на что мы можем опираться; слабые стороны – это то, что нужно исправлять; возможности – это то, чем нужно пользоваться; угрозы – это то, чего следует избегать или с чем стоит превентивно бороться.

Если все выглядит так просто, то почему же за составление этого анализа крупные бизнесы готовы отдавать большие деньги? Все дело в заполнении этих ячеек таблицы правильными данными. Проблемы возникают на всех масштабах, от анализа человека до анализа крупной компании. Первая проблема – это субъективность. Когда ИП анализирует свой бизнес, ему бывает сложно признаться себе в том, что одна из слабых сторон – это то, что ему лень отвечать на звонки клиентов по вечерам. Для крупных компаний эта проблема менее существенна, но возникает другая – полный набор информации. Когда в компании работает несколько тысяч человек, а подразделения раскиданы по странам, очень сложно собрать все сильные/слабые стороны, возможности и угрозы – они могут быть разными для разных рынков, иногда их нужно выводить математически, всегда есть риск упустить какую-либо деталь. Поэтому SWOT-анализ обычно является «вступлением» для более детализированного анализа – сначала проводится разбиение факторов и делается общий вывод, за которым уже следуют более специфические исследования.

Что важно понять каждому, кто использует SWOT

У СВОТ-анализа есть одно преимущество – его можно применять к чему угодно, поскольку внутреннее и внешнее состояние можно описать как у человека, так и у страны. Но эта простота несет за собой три минуса, которые важно понимать. Первый: SWOT-анализ – поверхностный. Поскольку в нем учитываются общие вещи, не стоит ожидать от него каких-то глубоких выводов. Результаты анализа могут показать вам, где нужно копнуть глубже, но делать вы это будете уже другими методами. Второй минус: анализ не учитывает всех факторов. В теории вы можете собрать воедино все-все-все факторы в таблице, но на практике (особенно когда идет речь об анализе бизнеса) что-то упускается, поэтому не используйте только СВОТ-анализ. Третий: анализ носит субъективный характер. Об этом мы уже говорили: вам нужно будет здраво посмотреть на свои плюсы и минусы, что получается далеко не всегда. Проблему можно частично решить, заказав SWOT-анализ на стороне – стороннему человеку будет проще назвать вещи своими именами.

Но у стороннего человека будет больше шансов упустить какие-либо детали, так что однозначного выхода из ситуации здесь нет.

Когда и для чего применяют СВОТ-анализ

Это – анализ первой линии, его применяют для базовой оценки чего-либо. Начинать процесс глубокого анализа со SWOT очень удобно, потому что в нем нет никакой математики или сложных правил: просто заполняете табличку и думаете над тем, что получилось. После того, как СВОТ-анализ проведен, вы можете решить, какую аналитику вам проводить дальше (и нужно ли это в данный момент времени).

Виды СВОТ

Некоторые источники разделяют SWOT-анализ на разные виды, вроде анализа для стран, для предприятий, для ИП, для психики и так далее. На практике же никакого разделения нет, SWOT-анализ – универсальная техника, которая одинаково применяется для всего, у чего можно выделить сильные и слабые внутренние стороны и внешние проявления.

Как сделать SWOT анализ

Все, что вам нужно – это табличка, предоставленная выше. Сильные и слабые стороны – это внутренние факторы, то есть вам нужно рассмотреть характеристики оцениваемого объекта и понять, чем он выделяется среди других и в чем он отстает. Возможности и угрозы – это внешние факторы, то есть вам нужно рассмотреть, в чем объект преуспевает при взаимодействии с внешним миром и где внешний мир может нанести удар по объекту. По итогу у вас должна получиться простая матрица характеристик объекта. После этого можно приступать к анализу.

Заметьте, что «сила» и «слабость» – это сравнительные характеристики. Вы не можете просто назвать что-то силой или слабостью – вам сначала нужно найти другой объект, с характеристиками которого вы сравниваете объект анализа. Если анализируется человек – можно взять кого-то другого, если анализируется бизнес – можно взять конкурентов. Естественно, можно из головы придумать некоторый идеал и сравнивать с ним, но так лучше не делать – анализ, проведенный в сравнении с придуманным эталоном, будет неинформативным, потому что сравнения будут оторваны от реального мира.

Читаем и оцениваем результаты

Здесь все и просто, и сложно одновременно. Просто – потому что данные не требуют какой-то дополнительной обработки. Например, есть такая матрица, расписывающая самозанятого дизайнера:

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Есть высшее дизайнерское образование.
  • Большое портфолио.
  • Частые прокрастинации.
  • Нет глубоких навыков рисования векторной графики.

Возможности

Угрозы

  • Фриланс – можно найти новых клиентов.
  • Большое портфолио позволяет устроиться на оклад.
  • Нет соцпакета и больничных.
  • Маленький запас денег.
Вы можете заметить, что сильные стороны перетекают в возможности: высшее образование и портфолио позволяют быстро находить новых заказчиков или искать работу на окладе, с соцпакетом.

Слабые стороны тоже перетекают в угрозы: частые прокрастинации приводят к отсутствию большого денежного запаса, потому что дизайнер работает тогда, когда он не выгорел. Сама профессия накладывает еще одну угрозу – отсутствие страховки в виде соцпакета/больничного, и эта угроза решается возможностью «устроиться на оклад». Слабость в виде отсутствия глубоких навыков рисования векторной графики частично изолирована, потому что сама по себе не влияет на угрозы и сильные стороны, но она уменьшает возможности. Выводы:

  • Есть 2 пути дальнейшего развития: искать новых клиентов на фрилансе или устраиваться на оклад.
  • Если выбор падает на фриланс – нужно искать психолога и бороться с прокрастинацией.
  • Если выбор падает на оклад – исчезает угроза «соцпакет/больничные».
  • В обоих случаях нужно решать проблему с векторным рисованием, чтобы улучшить свои возможности.

Разберем примеры

Рассмотрим SWOT-анализ небольшого бизнеса, например – кафе. Как мы уже отмечали, возможности и угрозы часто проистекают из сильных/слабых сторон, поэтому их будем делать первыми. Нам нужны: критерии для сравнения; что-то, с чем мы будет сравнивать. Выделим критерии для сравнения:

  • ассортимент;
  • цена;
  • расположение;
  • реклама;
  • торговая марка;
  • лояльность;
  • качество услуг;
  • внешний вид;
  • удобство;
  • персонал;
  • гибкость.

Составим таблицу, для сравнения возьмем ближайших конкурентов:

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Мы предлагаем то, чего нет в меню конкурентов (ассортимент).
  • Мы проводим рекламные кампании в соцсетях (реклама).
  • Клиенты узнают нас по названию (торговая марка).
  • У нас – активные и отзывчивые комментаторы в соцсетях (лояльность).
  • Клиенты отмечают, что им нравится сидеть у нас (удобство).
  • Наши повара умеют готовить довольно редкие блюда (персонал).
  • Цена – на 5-10% больше, чем у конкурента (цена).
  • Мы расположены в двух поворотах от большой улицы, нас приходится искать (расположение).
  • Изредка возникают конфликты между официантами и посетителями (качество услуг, персонал).
  • У нас – не очень привлекательная вывеска (внешний вид).
  • У нас мало ресурсов для маневра (гибкость).

Из сильных и слабых сторон уже можно выводить возможности и угрозы:

Возможности

Угрозы

  • За счет хороших поваров мы можем расширять меню дальше.
  • Мы можем активнее распространять информацию о себе через соцсети – для этого есть вся база.
  • В случае ЧП или изменений в законе бизнес окажется под угрозой, потому что нет денег на резкие изменения и затыкание дыр.
  • Ввиду плохого расположения поток клиентов уменьшится, если не вкладывать много сил в интернет-продвижение.
  • Возможны серьезные конфликты официантов с посетителями.

Теперь переходим к выводам:

  • Основное направление дальнейшего развития – это поиск инвестиций, потому что денег на данный момент мало.
  • Нужно как-то компенсировать плохое расположение, как вариант – наружная реклама на людной улице + яркая вывеска.
  • С поварами все прекрасно, а вот официантов нужно поискать новых – или отправить текущих на переобучение.
  • Самая большая движущая сила бизнеса – соцсети, в это направление нужно вкладывать деньги.
  • Нужно пересмотреть ценовую политику, есть варианты как с уменьшением цены (что привлечет больше клиентов), так и с увеличением цены (ее можно компенсировать хорошим качеством обслуживания, меню и удобством).

Плюсы и минусы такого метода

Плюсы:

  • Быстро.
  • Подходит для любого объекта анализа.

Минусы:

  • Поверхностно.
  • Субъективно (нужно сравнивать с чем-то).
  • Есть шанс что-то упустить и исказить результаты анализа.

Подведем итоги

Тезисно:

  • SWOT-анализ – это быстрый и поверхностный анализ, задающий направление для дальнейшей аналитической работы.
  • В основе анализа лежат 2 биполярных параметра: внутренние и внешние факторы, что создает матрицу из 4-х полей: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.
  • Проводить анализ очень просто – выписываете все черты в поля и анализируете то, что получилось.
  • SWOT-анализ – быстрый и позволяет проанализировать что угодно, но анализ будет поверхностным, неполным и субъективным.
Часто ищут