logo
Ещё

Что такое веб-аналитика

Аналитика – это ключевой навык в маркетинге и управлении продуктом. Специалисты востребованы на рынке и хорошо зарабатывают. Работа интересная, востребованная, позволяющая расти профессионально.


Мы расскажем, что это – веб-аналитика. Каких видов она бывает, как она помогает бизнесу и где научиться этой профессии.

Что такое веб-аналитика

Веб-аналитика является инструментом бизнеса для принятия обоснованных и эффективных решений, выявления тенденций и закономерностей. Она разрабатывает пути роста прибыли, производительности и другие важные метрики. Веб-аналитики собирают данные из различных источников, анализирует их с помощью BI-инструментов и представляет выводы в виде понятных таблиц и дашбордов.

Задачи веб-аналитики

Аналитика решает большой объем задач, в зависимости от поставленных целей.

Какие основные задачи:

  • Определение целевой аудитории.
  • Разграничение аудитории по сегментам.
  • Построение интерактивных дашбордов.
  • Изучение и внедрение новых программ.
  • Выбор эффективных стратегий.
  • Повышение конверсии.
  • Создание рекламных предложений, имеющих отклик у потребителей.
  • Оптимизация бюджета для рекламы.

Виды аналитики

Веб-аналитика бывает двух видов:

  • Сквозная. Заключается в анализе поведения пользователей, определением особенности целевой аудитории. Применив сквозную аналитику, вы будете лучше понимать интересы пользователей и обеспечите прирост новых клиентов.
  • Комплексная. Это сбор и анализ статистических данных. Главными инструментами являются специальные счетчики и лог-анализаторы. Они сканируют страницу сайта и показывают, какие именно блоки обеспечивают приток новых пользователей.
Для всестороннего анализа применяется одновременно оба вида.

Как помогает бизнесу

Аналитики занимаются оптимизацией и автоматизацией процесса распространения информации о продукте. Они экономят время и средства на рекламу. Особенно это важно в период высокой конкуренции, когда не просто отстаивать свои позиции крупным компаниям, а молодому бизнесу иногда очень сложно завоевать свою нишу.

Показатели

Для выстраивания стратегии продвижения и выбора виды рекламы используются специальные индикаторы:

  • время, в течение которого пользователь находится на сайте;
  • сколько просмотрено страниц;
  • количество и источник переходов;
  • целевая аудитория – возраст, интересы, пол, географическая принадлежность, социальный статус и т. д.;
  • какие действия совершает пользователь – отклики, покупка товаров и др.

Методы веб-анализа

Методы веб-анализа позволят определиться с целевой аудиторией сайта, узнать поведенческие факторы и на основе полученной информации грамотно выстроить стратегию развития бизнеса.

Какие методы веб-анализа применяются (индивидуально и в совокупности):

  • Анализ финансовых операций, производится анализ всех поступлений и расходов денежных средств, выручки, покупок, продаж, прибыли.
  • Статистика используемых каналов и площадок.
  • Анализ посещаемости веб-ресурса.
  • Особенности поведения посетителей на сайте.
  • Анализ юзабилити.
  • Поиск ошибок при переходах, определение дублей страниц.
  • Анализ конверсии, т. е. насколько часто пользователи откликаются на объявления.
  • Взаимодействие пользователей с элементами ресурса.
  • Сравнение данных сайта с конкурентами и т. д.

Инструменты работы

Применяются следующие аналитические инструменты:

  • Лог-анализаторы. Для компаний, у который есть самостоятельный сервер для аналитики. Это автоматизированные сборщики, которые собирают данные о посетителях.
  • Счетчики. Для тех, у кого нет серверов. 

Самыми популярными счетчиками являются:

Google Analytics

Особенности:

  • Отслеживание действий посетителей онлайн.
  • Анализ целевых звонков.
  • Смс-рассылки.
  • Бесплатный.

Яндекс.Метрика

Особенности:

  • Широкий функционал.
  • Сегментирование данных по пользователям и товарам.
  • Карта кликов и вебвизор Яндекса.
  • Возможность просмотра предыдущих и последнего источника визита на сайт.
  • Бесплатный.
Это не просто счетчики, в них есть функция анализа. Применять лучше одновременно и Яндекс Метрику и Google Analytics.

Какие еще есть сервисы веб-аналитики:

  • LiveInternet. Показывает динамику роста и падения сайта в общем рейтинге, позиции в СЭО-маркетинге по Яндекс. Метрике и Google Analytics.
  • Adobe Analytics Clicky. Пакет решений корпоративного уровня для сбора статистики сайтов и работы с ней. Платная система аналитики.
  • Cliky. Онлайн-мониторинг ресурса, статистика, анализ важных компонентов, отслеживание действий клиента в реальном времени.
  • PIWIK. Бесплатная альтернатива Google Analytics, обладает открытым программным кодом. Предполагает использование PHP и MySQL.
  • Mixpanel. Система аналитики и анализа поведения пользователей, обладающая широкими возможностями. Здесь нет трекинга установок, зато есть внешний API. Есть платный и бесплатный тариф.
  • SimilarWeb. Платформа для сравнительного, конкурентного анализа веб-сайтов и приложений. С бесплатным расширением для браузера Similarweb TrafficMeter™ вам будут доступны объективные данные о трафике и другие инсайты.
  • br analytics ru. Система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ. Обеспечивают полный контроль информационного поля, автоматическое определение тональности упоминаний, быструю аналитику.

Кроме основных, есть и дополнительные инструменты:

  • для визуализации данных;
  • для анализа конкурентных сайтов;
  • для отслеживания упоминаний фирмы в социальных сетях, на других платформах.
Как дополнение веб-аналитики должны знать языки программирования, чтобы понимать, как функционирует сайт.

Алгоритмы

Полная аналитика веб ресурса производится по следующему алгоритму:

  • Определение целей и задач сайта.
  • Изучение аудитории. Собираются статистические показатели о количестве заходов, глубине просмотров, о проведенном на сайте времени, переходы из рекламных компаний и т. д.
  • Финансовый анализ. Анализ прибыли и выявление путей ее увеличения через анализ целевых действий – звонков, продаж, среднего чека, финансовых поступлений и расходов.
  • Определение ценности клиента в зависимости от прибыли, полученной от взаимодействия, анализ поведенческих механизмов и факторов принятия решения о покупке.
  • Выработка решения, каким образом можно увеличить прибыль, что нужно поменять.

После внесения изменений анализируется их эффективность:

  • Какое изменение дало максимальный результат.
  • Какие решения оказались не верными.
  • Какие шаги следует предпринимать в дальнейшем.

Обучение веб-аналитике

Обучение может платным и бесплатным. Бесплатные курсы помогут вам понять, подходит ли вам специализация, будет ли интересно развиваться в этой сфере.

Платные курсы помогут получить необходимый объем знаний для начала карьеры, помогут с трудоустройством.

Платные курсы

Skillbox. Курс «Bi-аналитик».

Вы научитесь собирать, анализировать и структурировать данные, чтобы строить интерактивные дашборды и помогать бизнесу принимать более эффективные решения. Срок обучения 10 месяцев при занятиях 3–5 часов в неделю.

Плюсы курса:

  • есть бесплатные модули;
  • индивидуальная поддержка HR-специалиста;
  • помощь в трудоустройстве.

Минус:

  • высокая стоимость.

Стоимость курса 3934 рублей в месяц, при рассрочке на 24 месяца, всего 94416 руб.

Нетология. Курс «Веб-аналитика».

Вы научитесь настраивать системы аналитики, сбору и визуализации данных, проектированию сквозной аналитике. Сможете оценивать эффективность маркетинга на основе полученных данных и выявлять точки роста для бизнеса.

Плюсы курса:

  • есть бонусный курс;
  • выдают удостоверение о повышении квалификации;
  • помощь в трудоустройстве.

Минус:

  • высокая стоимость.

Стоимость курса 74500 руб. без скидки, со скидкой 44700 рублей, есть рассрочка на 18 месяцев, по 2483 руб. в месяц.

ConvertMonster. Курс «WEB-аналитик 2022».

Антикризисная программа подготовки веб-аналитиков с углубленным изучением Google Analytics, Яндекс.Метрика, ROIStat, Power BI, OWOX.

Плюсы:

  • Проверка домашних заданий.
  • Поддержка куратора.
  • Удобный формат обучения.

Минус:

  • Не предоставляется диплом об окончании.

Стоимость курса 50–100 тыс. руб. в зависимости от тарифа. Рассрочка от 4167 до 8334 рублей в месяц.

Бесплатные курсы

SendPulse. Курс «Основы веб-аналитики».

Курс обучает работе с с Google Analytics и Google Tag Manager. Вы научитесь настраивать события и цели, а также работать с фильтрами и сегментами аналитики.

Плюсы:

  • По окончании дают сертификат Академии SendPulse.
  • Автор курса практикующий эксперт и предприниматель.

Минус:

  • На курсе дают только основы.

Хабр. Подборка аналитики с нуля.

Большая подборка материалов для самостоятельного изучения.

Плюс:

  • Темы разделены по подгруппам, позволяющим быстро найти нужную информацию.
  • Собраны все основные инструменты веб-аналитики.

Минус:

  • Самостоятельно учиться сложно, нужно иметь базовые знания, целеустремленность и хорошую усидчивость.

МаEd. Курс «Основы WEB-аналитики».

Мини-курс поможет разобраться в базовых понятиях аналитики. Вы ознакомитесь с терминологией, всеми необходимыми инструментами и сможете общаться с профессиональными аналитиками на одном языке.

Плюсы:

  • Подходит для начинающих.

Что еще почитать и посмотреть по теме

Стать веб-аналитиком можно и самостоятельно, почитав книги, или разобрав специальные подборки в интернет.

Чтобы получить знания из первоисточника, почитайте справки Google и Яндекс, в которых есть инструкции, как работать с этими инструментами.

Какие можно почитать книги:

  • Яков Осипенков. Google Analytics 4: Веб-потоки. Прочитав книгу, вы узнаете, стоит ли сейчас переходить на Google Analytics 4, в чем отличие Google Analytics от Universal Analytics, как настроить отслеживания событий, конверсий, электронной торговли, User ID.
  • Авинаш Кошик. Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики. Книга о методах, подходах и тонкостях измерения, сбора, анализа и интерпретации данных, полученных благодаря счетчикам веб-аналитики.
  • Марко Хасслер. Веб-аналитика. Книга для начинающих специалистов. Здесь понятным языком рассказывается, что такое веб-аналитика, какие ее принципы и инструменты.

FAQ

Кому нужно обучится на курсах веб-аналитика?

Основы веб аналитики должны знать все руководители и владельцы бизнеса, у кого есть сайты, новички в профессии, начинающие интернет-маркетологи. Знание аналитики поможет в работе project-менеджерам, аналитикам: продуктовым, системным, игровым, бизнес-аналитикам и т.д.

Какая зарплата у веб-аналитиков и их востребованность на рынке труда?

Зарплата зависит от направления деятельности компании, ее масштабов и профессионального уровня специалиста. В среднем градация грейдов следующая:

  • Junior – до 50 тыс. руб.
  • Middle – до 130 тыс. руб.
  • Senior – 150+ тыс. руб.

ИТ аналитики востребованы на рынке труда.

Стационарные вакансии предлагают в основном компании в Москве и Санкт-Петербурге, но много вакансий удаленных.

Подведем итоги

  • Веб-аналитика – собирает информацию о пользователях сайтов, анализирует ее с помощью программного обеспечения, занимается выявлением закономерностей в поведении посетителей и на основании полученной информации определяет направления развития компании.
  • Знание аналитических инструментов web-аналитики помогает принимать эффективные решения на основе данных и увеличивать прибыль. Поэтому знать веб-аналитику нужно не только специалистам, но и владельцам и руководителям бизнеса, специалистам смежных специальностей.
  • Обучиться можно самостоятельно или закончить специализированные курсы.
Часто ищут