Как вернуть деньги за отпуск?

События последних лет – «закрытие» Египта для российских туристов, недавняя попытка госпереворота в Турции и временный запрет на отправку регулярных рейсов в эту страну поставили немалую часть наших соотечественников, предпочитающих отдыхать за границей, перед сложным вопросом. Если в стране, которую вы собирались посетить, произошло стихийное бедствие, или начался мятеж, можно ли отказаться от поездки, не потеряв при этом уже заплаченные за отдых деньги?

Шансы вернуть себе деньги, потраченные на гостиницу и путёвку в целом, во многом зависят от того, какие обстоятельства послужили причиной отказа от поездки. Если консульство приняло решение не выдавать путешественнику визу, или же несостоявшийся турист заболел, в случае любых иных уважительных обстоятельств (вызов в суд, призыв в армию, авария в доме) обслуживающая вас фирма обязана вернуть большую часть уплаченной уже суммы. Стихийное бедствие на территории страны, куда вы запланировали отправиться, или же начало массовых беспорядков в её пределах, безусловно, также относится к числу форс-мажорных причин. Как возвращать деньги?

1. Тщательно ознакомьтесь с условиями обслуживания

Не поленитесь внимательно прочитать договор, включая пункт о страховке. Равным образом нужно подробно ознакомиться с условиями покупки билетов и предоставления услуг гостиницы. Правила обслуживания в большинстве авиакомпаний, турагентств и отелей весьма отличаются. Приобретение билетов на самолет обязательно должно происходить по тарифу, предусматривающему возможность возврата оплаты.

2.  Составьте письменное заявление

Устно уведомив турагентство об отказе участвовать в поездке, вы лишаете себя главного аргумента в случае возможного спора с компанией. Суд будет рассматривать в качестве весомого подтверждения ваших слов исключительно письменные материалы.

3. Запаситесь официальными документами

Естественно, никто не выдаст вам справку о том, что в той или иной стране началась революция. Однако существуют официальные рекомендации МИД РФ и документы, выпущенные местными органами власти. Также вы можете предоставить туроператору (а впоследствии и суду) справки, подтверждающие временный запрет на транспортное сообщение с тем или иным государством. К тексту заявления будет необходимо приложить чеки или оплаченные билеты, подтверждающие понесенные расходы.

4. Штрафы за отказ от поездки – незаконны

Зачастую туристические компании включают в текст договора пункт о том, что в случае отказа от договора с компанией клиент обязан оплатить понесенные фирмой расходы в процентной доле от общей стоимости путевки (50-80 %), либо компенсировать убытки оператора, передав ему определённую сумму денег (чаще всего – 25-30 тыс. рублей). В соответствии со статьей 16 Закона «О защите прав потребителей» турфирма не имеет права включать в соглашение с клиентом подобные условия. Судебная практика в данном отношении однозначна: закон всегда встанет на защиту ваших прав.

5. Идите в суд

Если компания не хочет возвращать деньги добровольно, придется подать не неё в суд. Помните, что в вашем случае фирма нарушает статью 16 Закона «О защите прав потребителей». Дела подобного рода рассматриваются в судах общей юрисдикции. Иск можно подавать по месту нахождения турагентства (либо его филиала), своему месту жительства или пребывания, или же по месту заключения/исполнения договора.

А чтобы избавить себя от лишних нервов есть универсальный совет:

6. Застрахуйте поездку

В договоре страховки, подписанном при покупке путёвки, должна быть прописана компенсация на случай невыезда. В случае, если такой раздел в соглашении отсутствует, обратитесь к агентству с просьбой приобрести соответствующий полис. Это можно сделать одновременно с бронированием тура или в течение 3 дней после его оплаты. Страховка поможет вам покрыть расходы на билеты (в том случае, если их нельзя сдать), стоимость номера в гостинице и деньги, которые оператор потратил, готовя возвращение туриста из поездки. Однако получить компенсацию можно будет лишь в том случае, если страховой случай возникнет по объективным причинам, а не по вине клиента.

Автор: Владимир Постанюк, адвокат