Старший вице-президент Московского кредитного банка Эрик де Бошам родился в Париже. В Москве он работает с 2011 года. Сравни.ру попросил банкира рассказать о странных привычках российских руководителей и особенностях их стиля управления.

Комментировать

1. Автомобиль с водителем

Автомобиль в Москве не только средство передвижения, но и показатель статуса, уровня дохода. Во Франции, например, руководители и управленцы часто предпочитают любому транспорту велосипед. Это и экологичнее и менее хлопотно с точки зрения обслуживания. В России это невозможно по ряду причин: климат, организация дорожного движения, длинные расстояния. Но даже когда возможность пересесть на общественный транспорт позволяет выиграть во времени и мобильности, российские топы все равно предпочитают авто с личным водителем.

2. Контроль подчинённых

Когда я только начал работать в России и наблюдал за поведением моих московских коллег, меня с самого начала удивила привычка чрезмерно контролировать своих сотрудников. Французы склонны к большей самостоятельности и инициативе и, как правило, не нарушают дедлайны, а значит – нет нужды тщательно контролировать их работу. В Москве я быстро привык к тому, что подчиненным необходимо отправлять короткое письмо с напоминанием или делать звонок, накануне дедлайна, чтобы удостовериться, что процесс идёт и будет закончен в срок.

3. Атмосфера важнее, чем доход

Руководителю в российской компании могут предложить работу с более высокой зарплатой и должностью, но он может решить остаться на прежнем месте из-за хорошей атмосферы в компании. Европейцы более рассудочны и привыкли ориентироваться в первую очередь на карьерные достижения, а не на отношения в коллективе.

4. Сближение дистанции

Русские в большей степени, чем европейцы склонны переходить к неформальному общению и сближать дистанцию. Большинство руководителей и глав компаний используют мессенджеры типа WhatsApp и это, безусловно, повышает скорость достижения договоренностей. Однако зачастую это приводит к тому, что решения принимаются только на самом верху, а исполнителям их спускают сверху, как уже свершившийся факт – для оформления документов и прочих формальностей. Французы в этом смысле более сдержанные и предпочитают решать деловые вопросы в официальной переписке, где в копии стоит вся проектная группа. Там, где французу проще вернуться в формальные деловые рамки, русский предлагает перейти на «ты» и подписать договор где-нибудь вне офиса. Например, в сауне. Шутка! Сейчас так уже никто не делает.

5. Неумение идти на компромисс

Неумение идти на компромисс, как ни странно – довольно распространенная привычка у московских руководителей. Европейские топ-менеджеры при заключении договора всегда ориентированы на достижение win-win договоренностей. Такой подход позволяет сторонам продемонстрировать взаимное уважение и заинтересованность в партнёре. Однако в Москве большинство контрагентов к этому не привыкли. Здесь компромисс при заключении сделки скорее означает проигрыш. И иногда это сильно усложняет общение. Но ведь не бывает неудавшихся переговоров, бывают непрофессиональные переговорщики!

6. «Застрял в пробке»

У французов есть такое понятие – 15 минут вежливости. Если встреча назначена на 10 утра, то прийти на неё в 10.15 вполне допустимо. Опоздание в Москве может составить и полчаса, и фраза «Застрял в пробке» уже никого не удивляет. Конечно, транспортная ситуация в Москве довольно трудная, и особенно в час-пик траффик крайне напряженный. Но правда в том, что пробки зачастую выступают как оправдание, в то время как человек опаздывает по совсем другим причинам. Проверить, правда это или нет – почти невозможно. Впрочем, отмечу, что случается такое крайне редко.

7. Привычка пользоваться телефоном даже во время обеда

В любом ресторане Москвы вам сразу бросается в глаза интересная деталь. Сколько людей сидит с телефонами и планшетами, неважно – это ланч с коллегами или деловой обед с партнёрами. Для французов перерыв на обед – способ отвлечься от работы, корпоративной почты и других дел, это именно отдых. Русские готовы даже во время ланча решать важные вопросы, принимать решения и отдавать поручения. С одной стороны – это хорошо, когда полностью отдаешься рабочему процессу. Но отдыхать же тоже когда-то нужно!

8. «Автократия – мать порядка»

Большая часть российских компаний устроены по принципу автократии. Плюсы такого стиля управления в скорости принятия решений. Минусы в том, что руководитель замыкает все процессы на себя. И если, например, он уходит в отпуск, или у него возникают проблемы со здоровьем, работа в компании может в буквальном смысле встать. В этом смысле процессы в европейских компаниях построены более универсально и не так зависят от личности сотрудников, которых проще заменить. Это не хорошо и не плохо, и вряд ли российским управленцам так уж необходимо стремиться к западному стилю и копировать его, ведь эффективность работы от этого никак не страдает.

9. Нестандартный график работы

Большинство столичных руководителей живут в ненормированном графике. При этом они могут назначить первую встречу в ресторане где-нибудь после 11.00 и завершить рабочий день около 23:00 вечером, в то время как менеджер-француз предпочитает график с 9:00 до 18:00. Во Франции более размеренная и предсказуемая жизнь. Там я могу в начале года расписать график событий и встреч практически на год вперед. В Москве я такого не видел ещё ни в одной компании. Постоянно приходится менять графики, переносить встречи, адаптироваться под внешние изменения. В России я могу планировать дела максимум на неделю. Тут есть и положительные стороны. В Москве – всё всегда открыто вне зависимости от времени суток.

10. Контроль vs делегирование

Я встречаюсь с большим количеством разных управленцев из разных компаний и банков – директоры, начальники департаментов, вице-президенты и т.д. Это очень умные, опытные и профессиональные люди. У них может быть много сотрудников в подчинении и большая сфера ответственности в компании. Но когда дело доходит до какого-то решения, вплоть до мелочей, – я вижу, что принимать его будет один человек. И это глава компании, CEO или президент. Дело не в том, что менеджмент не привык или не способен на самостоятельные действия. Просто так выстроена система управления в компании. Делегирование – это искусство, которому нужно учиться. 

Автор: Эрик де Бошам, финансовый директор МКБ
Комментировать