Ваш город
По вашему запросу ничего не найдено.
Города России
Области России
0
Поиск
Вернуться к списку

ФРИИ предлагает дать россиянам возможность торговать своими данными

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) выступил с инициативой законодательно разрешить свободный оборот «деперсонализированных» пользовательских данных на рынке, пишет «КоммерсантЪ». ФРИИ считает, что граждане смогут заработать до 60 тысяч ₽ в год. Опрошенные изданием эксперты придерживаются другого мнения.

Проект изменений в закон «Об информации», который подготовил ФРИИ, предполагает введение в законодательство термина «деперсонализированные данные» и обеспечение их обращения на рынке. По задумке авторов, граждане смогут передавать свои данные бизнесу с определённой целью, сроками и за вознаграждение. Можно будет не давать такого согласия на обработку данных, и они будут исключены из оборота. Проект ещё будет дорабатываться перед внесением в Госдуму, пояснил представитель ФРИИ «Коммерсанту».

По оценке фонда, от продажи своих данных можно будет получать от 15 до 60 тысяч ₽ в год. Там считают, что граждане начнут регистрироваться в качестве самозанятых и перечислять в бюджет налоги с этих доходов, а у бизнеса появится инструмент легального обмена пользовательскими данными и дополнительный доход.

Сергей Израйлит, глава департамента по развитию фонда «Сколково», полагает, что оценка дохода, озвученная ФРИИ, завышена: скорее, говорить можно о нескольких тысячах рублей в год, что вряд ли станет стимулом для россиян регистрироваться в качестве самозанятых.

«Сомнительными» такие суммы назвал и основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян. Такой размер выплат значил бы, что на них шли бы триллионы рублей, притом что весь рекламный рынок, основной потребитель таких данных, оценивается в 450 миллиардов ₽. Оганесян считает, что законопроект составлен в интересах банков, операторов связи и интернет-сервисов: «За счёт слова "деперсонализация" он открывает практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимает ответственность за их утечки. Просто из данных будут исключены фамилия, адрес и телефон, а добавлен, например, рекламный ID». Для банков и торговых сетей закон создаст новые возможности в области продуктов, контактной политики и предупреждения мошенничества, считает директор по инновациям «SAS Россия и СНГ» Юлий Гольдберг.

Во ФРИИ говорят, что субъект данных идентифицировать будет невозможно. Юрист НЮС «Амулекс» Валентин Контарев отметил, что термин «деперсонализированные данные» вообще не вполне понятен.

Автор: Ольга Волкова