Ваш город
По вашему запросу ничего не найдено.
Города России
Области России
0
Поиск
Вернуться к списку

Популярность бесконтактных платежей со смартфонов в России удвоилась в 2019 году

МТС Банк изучил динамику предпочтений россиян при оплате товаров и услуг с пластиковых карт и мобильных сервисов бесконтактной оплаты[1]. Анализ собственных данных за октябрь 2018 и 2019 годов показал, что:

– за прошедшие 12 месяцев количество пользователей сервисов Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay увеличилось в два раза, а пользователей «пластика» – только на 3%;

– в октябре 2019 года держатели карт МТС Банка, использующие мобильные сервисы бесконтактной оплаты, расплачивались ими в торговых точках в 3,7 раза чаще, чем «пластиком»; годом ранее – в 3,2 раза чаще.

Популярность оплаты с помощью смартфонов и гаджетов в России растет благодаря удобству и безопасности платежей, а также широкому распространению в торговых точках кассовых POS-терминалов с бесконтактными NFC-считывателями. Освоение платежных технологий с использованием смартфонов прошло в России успешнее, чем где-либо в мире: по данным международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG), Россия – крупнейший рынок по объему банковских операций с использованием цифровых сервисов.[2]

Использование смартфона при платежах продолжает показывать бурный рост – обороты и количество операций с октября 2018 года по октябрь 2019 года выросли практически в два раза, в то время как прирост по «пластику» составил всего 11,2% и 18,4% соответственно.

  •          В октябре 2019 года доля бесконтактных мобильных сервисов в общем обороте операций по картам увеличилась до 18,1% с 12,3% годом ранее, а доля транзакций – до 20,8% с 14,2% соответственно.
  •          В конце 2019 года россияне также чаще платят смартфоном: в среднем 23 платежа в месяц против 16 с «пластика». В октябре 2018 года таких платежей было 23 и 14 соответственно.
  •          В октябре 2019 года сумма платежей с одной карты через сервисы бесконтактной оплаты составляла 12 900 рублей по сравнению с 12 700 рублей годом ранее, с «пластика» – соответственно 10 100 рублей и 9500рублей.

В октябре 2019 года самым популярным сервисом среди клиентов МТС Банка был Apple Pay. При том, что в 2018 году[3] и в первом полугодии 2019 года[4], по данным МТС, iPhone занимали только третье место по продажам, значительно уступая смартфонам Samsung и Huawei/Honor.

  •          Через Apple Pay совершается 49% операций, через Google Pay – 31% и Samsung Pay – 20%. Для сравнения, в том же месяце прошлого года на Apple Pay приходилось 53%, Google Pay – 25% и Samsung Pay – 22% транзакций.

Рост платежей с помощью мобильных сервисов бесконтактной оплаты напрямую связан с распространением и доступностью NFC-смартфонов.

  •          Доля продаж NFC-смартфонов в розничной сети МТС в январе-сентябре 2019/2018 годов выросла до 49,1% с 30,5% от общего количества проданных смартфонов.
  •          За девять месяцев 2019 года продажи NFC-смартфонов выросли в натуральном выражении на 67%, в денежном – на 32% по сравнению тем же периодом 2018 года.
  •          Средняя цена NFC-смартфона в этом году составляла 21 840 рублей, в прошлом – 27 774 рубля.     

Структура платежей по количеству транзакций

Растет популярность бесконтактных платежных сервисов для оплаты поездок в общественном транспорте: 7,7% операций в октябре 2019 года против 5% в октябре 2018 года.  В том числе, более чем в три раза выросла доля платежей в автобусах (пассажирские городские и междугородние рейсы) – до 2,9% с 0,9%, в полтора раза увеличилась доля транзакций за поездки в такси – до 2,5% с 1,7%.

Покупка еды в супермаркетах и продовольственных магазинах, а также оплата в кафе и ресторанах, как и год назад самые популярные платежи. В октябре 2019 года 63% транзакций со смартфонов и 54% с «пластика» совершены именно в этих категориях. Годом ранее эти показатели составляли 66% и 55% соответственно.

Бесконтактные мобильные сервисы по-прежнему значительно популярнее «пластика» в кафе и ресторанах. В местах общественного питания оплата смартфоном в два раза популярнее «пластика» (19,7% против 9,5%) по доле транзакций. Выбор способа оплаты зависит от аудитории: более молодая и технологически продвинутая пользуется сервисами бесконтактной оплаты, более взрослая все же больше тяготеет к «пластику».

[1] Далее под мобильными сервисами бесконтактной оплаты подразумеваются Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay

[2] Источник: РБК

[3] Аналитика Розничной сети МТС за 2018 год.

[4] Аналитика розничного рынка по итогам первого полугодия 2019 года