Ваш город
По вашему запросу ничего не найдено.
Города России
Области России
0
Поиск
Вернуться к списку

Ремонт vs. деньги: как работает натуральное возмещение в ОСАГО

С весны 2017 года у покупателей новых полисов ОСАГО появилась возможность выбирать между возмещением деньгами или ремонтом пострадавшего в аварии авто. Разбираемся, как работает натуральное возмещение на практике и что делать, если вам плохо отремонтировали машину.

Как это работает

Новые правила распространяются на полисы «автогражданки», купленные после 28 апреля 2017 года.

1. После проведения технической экспертизы страховщик выдаёт потерпевшему направление на ремонт и оплачивает стоимость этого ремонта.

2. Потерпевший получает направление на ремонт в конкретную точку, которая находится не далее чем в 50 км от места ДТП или его дома. По закону клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня. Однако пока у страховщиков очень мало договоров, поэтому они назначают точку ремонта сами, поясняют представители компаний.

3. В ремонте не допускается использование б\у запчастей. А сами работы должны проводиться не дольше 30 рабочих дней со дня представления гражданином своего автомобиля на станцию технического обслуживания.

4. Минимальный гарантийный срок составляет 6 месяцев. Услуги, связанные с лакокрасочными работами, находятся на гарантии 12 месяцев.

Важно: по закону за клиентом сохраняется право выбора формы возмещения (натуральная или денежная). Если он выбирает вторую, то пишет отказ от первой формы и должен получить деньги на счёт.


Как принимать автомобиль после ремонта

По словам защитников прав потребителей, в отдельных случаях клиенты сталкиваются с навязыванием натурального возмещения по ОСАГО со стороны страховщиков. «Компании смотрят, что им выгоднее: если машина старая и запчасти на неё ставить дорого, они не будут её ремонтировать, а выплатят деньги с учётом износа. Если машина посвежее, они стараются направлять такие машины в сервисы», — рассказывает руководитель портала «Антистраховщик.РФ» Илья Афанасьев.

По его словам, гражданин имеет право настоять на денежной выплате, если считает такой вариант для себя более удобным.

Если вы выбрали натуральную форму возмещения, президент Ассоциации защиты страхователей, основатель мобильной платформы OSAGO Николай Тюрников рекомендует принимать машину после ремонта в сопровождении профессионала, эксперта по качеству ремонта. Услуги такого специалиста могут стоить в районе 3 тысяч рублей.

«В автомобиль могут быть поставлены б\у детали, что запрещено законом, может быть сделан некачественный ремонт, поэтому машину нужно принимать именно с ним», — говорит Тюрников.

Если эксперт считает, что ремонт сделан некачественно, то подписывать акт приёма автомобиля нужно с замечаниями. Это важно, потому что после подписания акта приёма-передачи оспорить что-то будет сложнее.

Следует обязательно указать, с чем вы не согласны. А далее нужно обратиться в страховую компанию с претензиями, после чего она должна эти недостатки устранить. «Страховщиком должен быть оперативно организован осмотр, и на основании его уже принято решение об устранении выявленных недостатков, если они действительно установлены», — подтверждает начальник инженерного отдела «АльфаСтрахование» Дмитрий Павлов.

«Если нарушения не устранены, нужно просить эксперта написать заключение и с ним обращаться в суд», — советует Тюрников.

Что происходит на практике

Сами страховые компании говорят, что пока ремонт вместо денег не очень распространён. Дмитрий Павлов говорит, что натуральное возмещение выбирают 30% пострадавших в авариях клиентов компании.

По статистике компании «РЕСО-гарантия», в Москве и Санкт-Петербурге на ремонт отправляется около 6% автомобилей. В других регионах страны это от 35% до 46% от обратившихся за выплатой по ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков, в целом по России ремонтом урегулируется около 10–12% от общего количества убытков в ОСАГО.

По словам замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игоря Иванова есть две причины, почему натуральное ОСАГО пока непопулярно.

Во-первых, не все станции техобслуживания соглашаются работать на условиях, прописанных в законе (расчёт стоимости ремонта должен производиться на основании единой методики, утверждённой ЦБ, и на основании цен, которые прописаны в единых справочниках запчастей).

Во-вторых, в некоторых случаях самим автомобилистам выгоднее взять деньги. Например, они хотят ремонтировать машины в привычных для себя сервисах, не доверяют сложившейся системе или просто хотят продать повреждённый автомобиль без ремонта, объясняет Иванов.

Автор: Екатерина Аликина, источник фото – unsplash.com