Ваш город
По вашему запросу ничего не найдено.
Города России
Области России
0
Поиск
Вернуться к списку

Что изменилось и что будет меняться в ОСАГО в 2019 году

2019 год очень насыщенный по части изменений в ОСАГО. Иной расчёт коэффициентов, начало работы финансового омбудсмена, введение электронного европротокола эти и другие изменения отразятся или уже отражаются на жизни автомобилистов.

Среди последних новостей в ОСАГО начало работы финансового омбудсмена. Заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов считает, что это одна из важнейших поправок, которые были внесены в закон об ОСАГО. «С 1 июня при возникновении споров со страховой компанией потерпевший до подачи заявления в суд должен обратиться к финансовому уполномоченному», рассказывает эксперт. Но прежде стоит обращаться с досудебным требованием к страховщику, объясняет он.

Обращаться к омбудсмену можно, если, например, страховщик не выполнил (или плохо выполнил) обязательства по договору страхования, если водителя не устраивает размер выплат или нарушены обязательства по ремонту автомобиля. При этом размер требований для обращения к финомбудсменам не должен превышать 500 тысяч ₽. Далее, если потерпевший не согласен с решением финансового уполномоченного, то он вправе обратиться в суд.

Жаловаться финомбудсмену на страховщиков ОСАГО можно будет в том числе по выплатам трёхлетней давности.

Управляющий директор по автострахованию «Ренессанс страхование» Сергей Демидов выделяет четыре основных преимущества появления омбудсмена для клиентов:

  • обращение к финансовому омбудсмену для клиента бесплатное;

  • обращение возможно в том числе в электронном виде, и для этого не требуется юридической подготовки;

  • по сравнению с рассмотрением судом, сроки решения сокращаются (омбудсмен должен ответить в течение 15 рабочих дней при подаче электронной заявки или в течение 30 календарных дней при других способах подачи);

  • решение финансового омбудсмена для страховых компаний имеет силу судебного и должно быть обязательно исполнено.

Страховщики надеются, что изменение процедуры рассмотрения споров приведёт к прекращению недобросовестной деятельности так называемых «автоюристов» тех, кто выкупает права требования пострадавших к страховым компаниям и самостоятельно подаёт в суд. Затем они добиваются от страховщиков оплаты судебных издержек, услуг адвоката и различных штрафов и компенсаций. Страховые компании теряют суммы, которые идут не автовладельцам, а «автоюристам». «Страховщикам важно, чтобы этот инструмент помог удешевить процесс споров со страхователем за счёт исключения судебных издержек и штрафов», говорит Игорь Иванов.

Если для водителя услуга будет бесплатной, то со страховщиков будут брать комиссию (от 15 до 45 тысяч ₽ за конфликт). Таким образом, финансовое обеспечение омбудсменов ложится в том числе на страховые компании. Предполагается, что в первый год существования службу финомбудсмена будет финансировать ЦБ. В целом всего рассматриваются три источника финансирования: взносы финансовых компаний участников системы, плата за обращение к омбудсмену со стороны профессиональных посредников, а также плата со стороны финансовых организаций, которые проиграют дела, доведённые до суда.

Директор розничного направления компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев предполагает, что затраты страховых на финомбудсмена могут привести к росту тарифов ОСАГО для населения. «Не исключаю возможности компенсации этих взносов за счёт средств страхователей путём распределения между страховыми премиями», соглашается с ним руководитель практики уголовного и административного права национальной юрслужбы «Амулекс» Алёна Зеленовская.

Стоимость ОСАГО

Среди других изменений этого года важными являются расширение тарифного коридора, новая градация коэффициентов возраста и стажа (КВС), изменение расчёта коэффициента бонус-малус (КБМ).

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ), который зависит от наличия аварий по вине застрахованного, теперь рассчитывается для всех автомобилистов один раз в год 1 апреля. Ранее расчёт производился при каждом заключении договора страхования (например, если водитель указан в полисах к разным машинам). Кроме того, КБМ больше не «обнуляется» при длительном перерыве в страховании.

Коэффициент КВС теперь оценивается по системе в 58 уровней, люди старшего возраста и с большим опытом вождения получают скидки.

Напомним также, что с 9 января тарифный коридор ОСАГО расширился на 20% (до 2746–4942 ). Это привело к снижению средней стоимости полиса за январь-апрель 2019 года на 5,1%, делится статистикой Сергей Демидов из «Ренессанс страхование». «Расширение тарифного коридора необходимый и полезный процесс страховщики получают пространство для манёвра и могут регулировать убыточность сегмента в разных регионах», отмечает Виталий Княгиничев.

Так, в конце весны 2019 года три страховые компании повысили тарифы ОСАГО по Москве. Сначала тарифы в столице поднял «Росгосстрах» на 11%. Затем почти одновременно увеличили ставки «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах» — обе на 14% (все три компании, по данным Российского союза страховщиков, входили в топ-4 по сборам ОСАГО).

По словам Виталия Княгиничева из «Ингосстраха», так компания вернула тарифы к прошлогодним значениям. «В начале апреля мы снизили тарифную ставку на 13%, опираясь на предварительные результаты 1-го квартала, а затем, после получения финальных данных, решили вернуть их к прежним значениям, поясняет он.  Если взглянуть на общую картину изменений в “Ингосстрахе” за первые 5 месяцев, то можно заметить, что мы больше снижали ставку тарифа, чем поднимали. При этом снижения были достаточно серьёзными до 20% и затрагивали целые регионы, а повышения были точечными».

По словам Княгиничева, ситуация с ценами неоднозначна в компании не исключают снижения тарифных ставок. В компаниях АльфаСтрахование и Росгосстрах на запрос Сравни.ру не ответили.

Другие опрошенные участники рынка РЕСО-Гарантия, «Ренессанс страхование», «Согласие» и ВСК сообщили, что глобальных изменений цен на ОСАГО у них не будет. «В ближайшее время мы не планируем существенных изменений по базовым ставкам в ОСАГО», говорит руководитель Управления страхования ОСАГО ВСК Татьяна Кудрявцева. «В целом по портфелю мы не прогнозируем каких-то заметных колебаний, отмечает Сергей Демидов из Ренессанса. Возможны локальные корректировки тарифов в зависимости от рыночной ситуации в конкретном регионе».

Поправки о регрессных требованиях

Ещё одно важное, и для многих радостное, изменение вступило в силу 1 мая. «Утрачено право страховщика на регрессное требование к горе-водителям, забывшим направить извещение о ДТП в страховую компанию в случае составления европротокола, рассказывает Алёна Зеленовская из “Амулекс”. Я даже слышу вздох облегчения массы автолюбителей». Ранее виновник аварии в течение пяти дней после ДТП должен был направлять извещение в страховую. Если извещение не было направлено в этот срок, страховая компания могла взыскать сумму ремонта с виновного.

«И, конечно, очень важное изменение касается утраты права страховщика на регрессное требование к пешеходу виновнику ДТП, если его здоровье пострадало, а также к наследникам в случае смерти пешехода»,  продолжает Зеленовская. Раньше в случае аварии по вине пешехода страховая компания возмещала ущерб владельцу автомобиля и могла потребовать компенсации с пешехода либо, в случае его смерти, с его родственников. Теперь страховая просто платит возмещение и не может обращаться к пешеходу и его родственникам. По мнению Зеленовской, это нововведение вряд ли отразится на стоимости полиса. А Виталий Княгиничев отмечает, что таких ситуация в целом возникает довольно мало.

Электронные сервисы ОСАГО

1 мая президент подписал закон, уравнивающий статус бумажного и электронного полисов ОСАГО. Теперь автовладелец сможет самостоятельно, не выходя из дома, оформить страховой полис ОСАГО, и ему не нужно возить с собой бумажный носитель. Достаточно будет показать полис в электронном виде.


Правда, как отмечает директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков, клиенты пока выбирают бумажные полисы: «Больше им доверяют».

Этот же закон сделал возможным электронное оформление европротокола. На портале Госуслуг этот сервис должен заработать с 1 сентября. Если в ДТП пострадали только автомобили, у водителей нет разногласий, а сумма ущерба не превышает лимит, ДТП можно будет оформлять через портал госуслуг, без вызова инспектора. Сейчас лимит ущерба составляет 100 тысяч ₽, а в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области 400 тысяч ₽.  

«Возможность оформления Европротокола в электронном виде должна способствовать более быстрому и эффективному оформлению дорожно-транспортных происшествий и соответствует проектам по диджитализации в нашей стране», комментирует директор судебно-правового департамента страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская.

Автор: Екатерина Аликина, иллюстрация - Лами Аль Дари