Ваш город
По вашему запросу ничего не найдено.
Города России
Области России
0
Поиск
Вернуться к списку

Когда можно использовать подержанные автозапчасти и откуда они берутся

Отношение к бывшим в употреблении вещам сильно разнится: кто-то вовсе исключает возможность таких покупок, кто-то настроен более лояльно. Но как обстоят дела с подержанными деталями для автомобилей? Наверняка даже не очень опытные водители нередко слышат слова «контрактные запчасти» или «авторазбор». Стоит ли связываться с такими товарами или они создают лишь видимость экономии и впоследствии всё равно придётся приобретать новые детали?

Вездесущий кризис

После стремительного роста курса доллара в 2014 году подорожали все товары иностранного производства. Коснулось это, безусловно, и автомобильной индустрии как конечного продукта, то есть, собственно, машин, так и комплектующих. С российского рынка ушли такие автогиганты, как General Motors и Ford. (Есть, правда, нюансы: например, GM по-прежнему предлагает модели премиального сегмента, рост цен на которые в меньшей степени заставляет потенциальных покупателей передумать.)

Удорожание запчастей и расходников, львиная доля которых производится за пределами России (или на её территории, но по лицензии иностранных компаний), заставило многих автовладельцев отказаться от приобретения иномарок или рассмотреть варианты моделей бюджетного сегмента. Но даже тех, кто предпочёл современные отечественные модели, вроде Lada Vesta или XRAY, ждало разочарование: большинство механизмов и комплектующих в оснащении этих авто тоже не являются российскими разработками. То есть выросли цены и на них.

Экономить с головой

В 2018 году россияне потратили на автомобильные запчасти 1,4 триллиона ₽ это более миллиарда единиц различных компонентов, оценило аналитическое агентство «Автостат»: чаще всего покупали шины, детали подвески, масла и технические жидкости.

На фоне возросших цен на запчасти и расходники многие автомобилисты задумываются, как сократить расходы на обслуживание и ремонт своего авто будь то возрастная модель или недавно сошедшая с заводской гарантии.

Устанавливая самые дешёвые запчасти и расходники, можно снизить безопасность передвижения на автомобиле. Например, дешёвые тормозные диски склонны к перегреву и последующей деформации естественно, в таком состоянии они не могут должным образом выполнять свои функции, зато могут стать причиной возникновения аварийной ситуации.

С другой стороны, приобретая высококачественные аналоги, добиться существенной экономии не удаётся. Эти детали, конечно, бюджетнее, чем упакованные в оригинальные коробки, но они по определению не могут стоить очень дёшево: их изготавливают из качественных материалов с использованием дорогостоящего оборудования. Собственно, именно поэтому нередко подобные запчасти не уступают по своим характеристикам тем, что предлагают официальные дилеры.

Бывшее в употреблении значит плохое?

Когда речь заходит о подержанных деталях или сложных механизмах, используемых в транспортных средствах, многие автомобилисты представляют их себе как элементы, которые уже отслужили своё, но усилиями недобросовестных продавцов были отправлены не в утиль, а на продажу.

Вообще говоря, это мнение небезосновательно. Яркий пример бывшие в употреблении шины. Существенное количество таких предложений и правда не выдерживает никакой критики: за небольшие относительно стоимости нового комплекта деньги вам чаще всего предлагают покрышки, устанавливать которые попросту небезопасно на фоне их минимального остаточного ресурса. При этом фото, размещённые на интернет-площадках, часто не соответствуют реально предлагаемому товару, а описание гласит об износе «не более 15%». Такие продавцы работают на две основные группы покупателей на тех, кому нужно получить товар максимально дёшево, и на тех, кто самостоятельно не способен определить остаток запаса прочности детали.

Но наличие недобросовестных продавцов не означает, что на рынке невозможно найти интересующий вас элемент в подержанном, но достойном состоянии. Просто для этого потребуется либо самостоятельно разобраться в вопросе и научиться определять (хотя бы примерно) степень износа, либо обратиться за помощью к более опытным автовладельцам. Также можно рассмотреть вариант покупки таких деталей в сервисах, где будет происходить установка: в таком случае у продавца не будет возможности списать возникшие неполадки на ошибки при монтаже.

Откуда берутся подержанные запчасти?

В объявлениях о продаже одежды и обуви нередко можно встретить описание вроде «надел один раз, не понравилось». В случае с автомобилями это встречается реже, но бывает, конечно, и такое приобрёл колёсные диски, поездил неделю-две и решил продать. Подобные товары обычно предлагают частники, а не компании. Что касается организаций, то бывшие в употреблении детали попросту снимают с автомобилей. И речь не об угнанных машинах (хотя, к сожалению, подобное не исключено) в подавляющем большинстве случаев элементы систем и даже механизмы в сборе демонтируются с легально приобретённых транспортных средств.

Речь может идти о так называемых «тотальных автомобилях»: машина признаётся страховой компанией неремонтопригодной, а авторазборщики выкупают годные остатки (обычно продажа происходит на специальных площадках или аукционах). Если автомобиль не был полностью уничтожен, всегда остаются детали, которые находятся в рабочем состоянии. Допустим, если автомобиль получил лобовой удар и вся передняя часть пришла в негодность (включая двигатель и элементы салона), у него остаётся большое количество целых элементов двери, задний бампер, фонари, крышка багажника и т. д. Именно они и предлагаются на рынке.

Кроме того, существует практика приобретения подержанных автомобилей в Европе, Японии или США (при этом в самих Соединённых Штатах, например, рынок подержанных запчастей весьма развит: по данным исследовательской компании IbisWorld в 20142019 годах он рос в среднем на 2,8% в год). Найти за рубежом достойный экземпляр авто за приемлемые деньги не так сложно, а вот привезти его в Россию и растаможить очень дорого. Иной раз сумма сборов превышает саму стоимость машины. Тем более многие из этих моделей например, из Японии с правым рулём, из-за чего для европейской части России они неликвидны. Так что они оформляются как запчасти и ввозятся с полным пакетом документов. Такие машины невозможно поставить на учёт в ГИБДД, но этого и не требуется их разбирают и продают по частям.

Где купить бывшие в употреблении запчасти?

Есть три категории продавцов подержанных запчастей. Первая частники, которые избавляются от не нужных им самим деталей. Например, если автомобилист приобрёл новый комплект резины с дисками, хранить старый не имеет смысла, и он выставляет его на продажу. Такие объявления можно определить по небольшому количеству предлагаемых товаров от одного продавца.

Ко второй категории принадлежат авторазборы частные мастерские, которые приобретают автомобили, чтобы потом продать их по частям. Чаще всего они специализируются на одной марке. В России таких фирм достаточно много, поэтому к их выбору стоит подходить с большой осторожностью. Далеко не каждый авторазбор предлагает элементы приемлемого качества и выдаёт чеки.

Наконец, третья категория крупные поставщики подержанных запчастей. В целом их принцип работы практически не отличается от методики мелких площадок с поправкой на количество предлагаемых товаров, обязательное наличие чеков и сопроводительной документации, а также гарантии работоспособности элементов и механизмов. Однако из-за этого выше и стоимость предлагаемых деталей.

Как выбрать б/у запчасти?

Прежде всего, если вы решили приобрести подержанные детали, стоит остановиться на оригинальных элементах. Покупка подержанных аналогов нецелесообразна: эти детали и так имеют более скромный срок службы.

Также при выборе подержанных запчастей не стоит применять те же методы оценки, что и при покупке новых деталей. Естественно, они могут и, более того, скорее всего, будут иметь следы эксплуатации. Так что самое важное разобраться, каков их остаточный ресурс. Наиболее явные признаки того, что от покупки стоит отказаться, механические повреждения, трещины, деформации, люфт. Следует обращать внимание на следы утечки смазочных и рабочих материалов.

Распространённая уловка продавцов попытка избегать слов «подержанный» или «бывший в употреблении», заменяя их на понятие «контрактный». Звучит это куда более презентабельно, но не стоит обольщаться: никаких контрактов на поставку б/у деталей никто не заключает.

Сложнее всего проверить механизмы и агрегаты в сборе такие как мотор или коробка передач. Например, определить состояние бывшей в употреблении автоматической коробки передач до её установки практически невозможно. Поэтому добросовестные продавцы дают на такие узлы гарантию обычно одну или две недели. Чаще всего она актуальна для ситуаций, когда установка происходит на сервисе продавца. Таким образом он страхуется от ошибок, допущенных во время монтажа, которые нередко становятся причиной выхода механизмов из строя.

Какие детали не стоит приобретать на вторичном рынке?

Отыскав надёжного продавца, который предлагает детали и механизмы с минимальным уровнем износа, важно в стремлении сэкономить не увлекаться слишком сильно. Есть элементы, которые стоит приобретать только новыми. Иначе в лучшем случае эффект от их установки будет весьма кратковременным, а в худшем она может привести к серьёзным негативным последствиям. Вот краткий список таких деталей.

  • Технические жидкости. Залив свежее масло в двигатель, слить его в таком же состоянии можно лишь в случае, когда мотор абсолютно новый. Иначе состав смешивается с отработанными остатками смазочного материала на стенках деталей. Это актуально и для других систем, использующих масла или рабочие жидкости.

  • Расходники практически все элементы, подлежащие регламентной замене. Среди них фильтры, свечи, тормозные колодки и диски, ремни и ролики, а также цепи и звёзды. Все эти детали имеют ограниченный срок службы, да и цена на них не столь высока, чтобы покупать их на вторичном рынке.

  • Прокладки, сальники и другие уплотнители. Это одноразовые элементы. Даже сняв такую деталь с посадочного места и немедленно установив обратно, добиться герметичности уже не удастся. И в таких случаях использование бывших в употреблении элементов приводит к протечкам.

  • Различные датчики. В полной мере удостовериться в их работоспособности до момента установки невозможно, тем более невозможно просчитать их остаточный ресурс. Учитывая, что замена некоторых элементов такого типа обходится едва ли не дороже самой запчасти, лучше не рисковать.

Когда нужно то, что в магазине не купишь

Завсегдатаи вторичного рынка запчастей владельцы возрастных автомобилей и редких моделей. По данным «Автостата», средний возраст автомобиля в России в начале 2018 года составлял 13,1 года, причём этот показатель увеличивается. И дело не всегда в том, что те, кто купил старую машину, не имеют достаточных средств для её обслуживания. Серьёзный возраст и соответствующий ему пробег нередко приводят к выходу из строя основных агрегатов двигателя или коробки передач. Их капитальный ремонт «влетит в копеечку», не говоря уже о покупке новых механизмов: нередко их цена превышает стоимость всего автомобиля. Причём, установив на подержанную машину новый механизм, окупить эту операцию при продаже машины не удастся.

Также стоит иметь в виду, что далеко не все детали для возрастных машин можно найти в нашей стране: из-за редкости некоторых автомобилей или низкого спроса на отдельные элементы держать их на складах попросту невыгодно. Некоторые запчасти можно заказать, но это, во-первых, дорого, а во-вторых, срок ожидания заказа может быть весьма длинным иногда более месяца. Если речь о декоративном элементе, это небольшая проблема, но другое дело, когда нужна запчасть, без которой невозможно эксплуатировать автомобиль тут без помощи авторазборов не обойтись.

Узнать стоимость каско для своего автомобиля

Калькулятор Сравни.ру
Автор: Фёдор Калабкин