Переориентация экономики России на Восток делает всё более востребованным изучение китайского языка. Поговорили с основательницей школы изучения китайского‚ которая успешно зарабатывает на новом тренде.

Как заработать на преподавании китайского языка
Личный пример открытия языковой школы китайского

Наталья Ван
основатель школы китайского языка Chinese First
Уровень доходности
Когда я открыла этот бизнес, мой уровень дохода через год был на уровне наёмного менеджера в компании. Доход, похожий на тот, который можно получать от предпринимательской деятельности, стал появляться примерно через два года после открытия. Это связано со спецификой образовательного бизнеса. Это доверие людей, которое не формируется за год и даже два.
Сегодня мы плавно приближаемся к цифре в 5 миллионов ₽ ежемесячного дохода.
Во что обошлось открытие своей школы
Я стартовала на совместный с супругом капитал. Тогда он составлял порядка 500 тысяч ₽, его не хватило надолго. На него мы проработали месяца четыре. В минусе я была примерно полгода.
Большую часть расходов занимала аренда — порядка 100 тысяч ₽ в месяц. Учителя получали сдельную оплату за час, из сотрудников у нас был только один администратор. Зарплатный фонд составлял около 50 тысяч ₽.
Как быстро я начала зарабатывать
На окупаемость я вышла примерно через шесть месяцев. Потом, месяцев через восемь, школа постепенно стала выходить в плюс.
Что меня связывает с Китаем
По первой специальности я переводчик с китайского языка, а по второму диплому — историк. Так что в целом со своим образованием я могу заниматься преподаванием китайского языка.
Как мне пришла идея открыть школу китайского языка
Идея прийти на рынок образовательных услуг в сфере преподавания китайского языка принадлежит моему мужу, он китаец. У него такое же образование, как и у меня, только его специализация — русский язык. Соответственно, когда мы поженились, он подал идею открыть курсы. Это произошло в 2016 году.
В 2017 году мы открыли свои курсы, арендовав офис в Москве на Таганской. Для этого понадобилось открыть ИП.
Как я изначально планировала свой бизнес
Когда я начинала, я писала бизнес-план. Но не могу сказать, что это существенно помогло. Реальность оказалась другой. Этот бизнес завязан на людей, на их поведение.
Когда я начинала, то я и сама преподавала. И были люди, которые меня знали и, казалось, могли пойти учиться ко мне. Но люди идут на курсы, ориентируясь не только на педагога, но ещё и на удобное расположение, график и стоимость. То есть это ряд факторов, которые нужно обеспечить. И не всё тут возможно спрогнозировать.
Инструменты рекламы
Сначала мы для продвижения использовали контекстную рекламу, полагались на «ВКонтакте» и Facebook. Могу сказать, что между теми методами продвижения, которые мы использовали тогда, и теми методами, которыми мы пользуемся сейчас, большая разница.
Тогда продвижение стоило много денег. На него уходило больше 30% от оборота.
Сейчас используются такие рекламные инструменты, как контекстная реклама, SEO-продвижение, ведение социальных сетей, снятие для них рилсов и так далее.
Входной барьер на рынок
Сегодня, чтобы войти на рынок преподавания китайского языка, нужно минимум 3 миллиона ₽. А если брать в штат маркетолога, то нужно 5 миллионов ₽. На этом рынке сейчас сильная конкуренция. По сравнению с 2017 годом она очень ужесточилась.
В конкурентной борьбе на этом рынке выигрывают те, кто работает в этой сфере достаточно долго и кому доверяют люди. Это можно выяснить, посмотрев, давно ли функционирует конкретная языковая школа и как много у неё точек.
Как меняется спрос
После начала СВО спрос изменился. Он растёт постоянно небольшими скачками.
Как менялась концепция бизнеса
English First сами нашли мою школу и предложили франшизу. Мы с мужем посчитали, что сотрудничество с ними нам финансово выгодно.
Планы на развитие
Сейчас я активно развиваю курсы онлайн: у меня задействованы порядка 60 преподавателей. С этим направлением связаны мои основные планы развития. Но я также продолжу развивать и курсы офлайн.
У меня есть планы по запуску курсов в Дубае и в Сочи, я хочу расширить географию присутствия. Это произойдёт в ближайшие два-три года. Я уже занимаюсь регистрацией документов в ОАЭ, там будут реальные офлайн-курсы.
Про потребителя
На курсах в совокупности сейчас занимается чуть меньше тысячи студентов. Что касается портрета студента, то это и взрослые люди, и молодёжь, и офисные клерки, и дети, и подростки. Какого-то превалирующего архетипа нет.
Сколько нужно учить китайский, чтобы разговаривать на нём
Чтобы достигнуть базового уровня владения китайским языком, нужно заниматься полтора-два года три раза в неделю по два часа.
Сколько стоит обучение
Стоимость обучения варьируется от того, проходит занятие в группе или индивидуально.
Индивидуальное двухчасовое офлайн-занятие стоит 5000 ₽. То есть для того, чтобы за полтора года выйти на базовый уровень владения языком, при трёх двухчасовых занятиях в неделю придётся потратить 1 170 000 ₽.
Если же брать годовые онлайн-пакеты в группе, то цены у нас вполне демократичные. Такие занятия стоят порядка 80 тысяч ₽ за год.
Мы также отправляем ребят в Китай на языковую практику, помогаем получать языковые гранты тем, кто на высокие баллы сдал экзамены. Так студент может обучаться в Китае бесплатно и получать там стипендию.