logo
Ещё
2 сентября
198
Как открыть магазин автозапчастей и не прогореть: лайфхаки эксперта

Как открыть магазин автозапчастей и не прогореть: лайфхаки эксперта

Открытие магазина автозапчастей выглядит привлекательной идеей для многих‚ поэтому конкуренция на этом рынке высока. Как снизить риски при запуске нового магазина‚ рассказал руководитель отдела обучения бренда Avtopribor Артем Березин.

avatar
Редактор по бизнесу

Советы дал

Артем
Березин

В чём таятся главные трудности

Будущему владельцу магазина автозапчастей важно понимать, что он выходит на очень насыщенный рынок. Это не значит, что на нём нельзя быть успешным, просто важно сразу продумать грамотную маркетинговую стратегию.

Открыть можно как офлайн-магазин, так и интернет-площадку с продажей через маркетплейсы. Важно определиться с тем, на чём именно магазин сделает акцент: это может быть широкий ассортимент для всех или специализация на конкретных категориях (например, отечественных авто), аксессуары, шины или аккумуляторы.

Личный опыт: как открыть автосервис и раскрутить его с помощью магнитика на двери

Одним из ключевых рисков остаётся зависимость от импорта. Большая часть автозапчастей в России приходит из-за рубежа, что делает бизнес уязвимым к скачкам валютных курсов и международным санкциям. Сложности с оплатой в страны-экспортёры — а они являются крупнейшими поставщиками — приводят к дефициту запчастей и росту цен у дистрибьюторов.

Не стоит забывать и о бюрократии. Запуск бизнеса может затянуться из-за местных барьеров и увеличить издержки. Например, многие станции технического обслуживания отказываются работать с клиентами, которые приходят со своими запчастями, так как ответственность за их качество ложится на исполнителя. Это стало особенно заметно за последние пять лет.

Как выдержать конкуренцию

В таких условиях важно тщательно исследовать рынок и продумать стратегию, чтобы избежать возможных ошибок. Что для этого нужно сделать.

Начать с анализа спроса и ассортимента

Важно понимать, что пользуется наибольшим спросом: расходники вроде щёток стеклоочистителя, масел, фильтров, тормозных колодок и дисков или детали ходовой части, такие как амортизаторы, шаровые опоры, рычаги подвески. Нелишним будет изучить парк авто в городе, где работает будущий предприниматель, — то есть каких машин в городе больше всего. Эта информация есть в открытых источниках, например, в Москве самые популярные бренды — Kia, Lada и Hyundai.

Учитывать сезонные потребности

Например, в определённые периоды шины и аккумуляторы будут пользоваться особым спросом: традиционно высок спрос на зимние шины в октябре, на летние — в марте и апреле. Для аккумуляторов пиковый сезон — с ноября по март.

Выбрать поставщиков

Дешёвое редко бывает качественным, а проблема с альтернативными безымянными аналогами сейчас очень остра. Подобные товары привлекают ценой, но представляют собой тихую угрозу для автомобиля: на первый взгляд разница не видна, но по качеству изделия уступают; результат — быстрый износ деталей и, соответственно, повторное посещение автосервиса.

Совет

Искать поставщиков за рубежом самостоятельно не обязательно. Практически в каждом регионе России есть филиалы крупных дистрибьюторов запчастей, которые являются связующим звеном между поставщиком и магазином. Сотрудники таких компаний помогают проработать ассортимент, кроме того, у них есть актуальные данные по рейтингу брендов — а значит, у предпринимателя будет свежая информация о поставщиках.

Избегать подделок

Это ключевой момент, учитывая, что сейчас доля подделок (по данным «Автостата») выросла до рекордных 28%. И вероятнее всего, в будущем рынок будет неоднократно фиксировать подобные пиковые всплески. Поддельные запчасти прекрасно продаются, поскольку копируют дорогой оригинал или премиум-бренды. Стоимость закупки таких запчастей копеечная, а наценка колоссальная, этим и пользуются недобросовестные продавцы.

Совет

Чтобы выявить подделку, нужен намётанный глаз: порой контрафакт выглядит практически идентично оригиналу, даже опытные сотрудники могут допустить ошибку. Особенно это касается масел, антифризов, масляных фильтров, сцеплений и деталей подвески. Есть случаи, когда у станций техобслуживания пытались купить использованные бочки и канистры от масел известных брендов: очевидно, что после этого в ёмкость можно залить любую жидкость и перепродавать её как подлинную. В то же время производители постоянно борются с контрафактом, работают над защитой продукции, совершенствуют методы идентификации, проводят обучение, но «поддельщики» всегда наступают на пятки и копируют новое.

Здесь стоит обратить внимание на отечественные бренды: российские производители автокомпонентов активно развиваются, успешно заменяют импорт и даже начинают выходить на международный рынок с качественным товаром и конкурентным предложением.

Помнить о сертификации

Многие детали требуют обязательной проверки на соответствие стандартам безопасности, закреплённым в технических регламентах и иных нормативных документах (к примеру, в техническом регламенте Таможенного союза). Детали, не имеющие соответствующих разрешительных документов, запрещено ввозить и продавать на территории РФ.

Чтобы узнать, есть ли у детали такие документы, нужно запросить их у продавца или поставщика. Он обязан предоставить или такой сертификат либо декларацию, или отрицательное решение, что товар не подлежит оценке соответствия. К сожалению, импортёры поддельной продукции идут в обход законодательства, пользуясь и именем, и сертификатами известных производителей. Самое важное, что эксплуатация подобных автокомпонентов несёт в себе серьёзные риски для жизни и здоровья водителя и пассажиров.


Автозапчасти — это интересный, насыщенный и очень конкурентный рынок со множеством особенностей

Независимо от того, работает магазин офлайн или онлайн, ему необходимо со всей ответственностью отнестись к маркетинговой стратегии. Продуманный выбор поставщиков и товара, учёт сезонности, нацеленность на потребности автовладельцев конкретного города — то, что поможет предпринимателю успешно открыть магазин автозапчастей.