Этот материал часть большого проекта про делегирование и личную эффективность, который мы сделали совместно с «Альфа-Капитал».
У каждого из нас рано или поздно накапливаются дела, которые мы не успеваем делать. Причем не важно на работе это происходит или дома. Встает вопрос о том, что нужно начать делегировать полномочия другим.
Изначально кажется, что это не так уж и сложно: просто взять и передать часть своих дел или обязанностей другим людям. В реальности – весьма сложно. Мы разобрались, какие вещи на самом деле мешают делегировать.
Почему людям сложно делегировать?
Основные причины, по которым люди не делегируют
Существует несколько причин по которым люди не делегируют. Некоторые из них относятся чисто к профессиональной деятельности, но большинство подходят и обычным бытовым и рутинным делам, которые мы не отдаем другим.
Вот эти причины:
Еще не время, я сделаю это позже.
Пока я сам делаю всю работу, меня больше уважают.
Если я буду только руководить и перестану помогать людям в их работе, они будут ко мне плохо относиться.
Когда я выполняю свои обязанности, то чувствую себя спокойно и уверенно, а руководить другими мне сложно.
Другие люди все испортят, а я сделаю лучше.
Мне некому передать дела.
Мой руководитель не делегирует полномочия и не поймет меня, если я это буду делать.
Разберем их поподробнее.
“Время еще не пришло”
Будем говорить откровенно – иногда лучшие люди не замечают, как их постепенно затягивает в водоворот бесконечных дел. Кажется, что все еще не так плохо, я еще вполне успеваю все делать и обязательно передам часть своих обязанностей другим, но позже.
Чаще всего это ложное чувство. В результате, дела не делаются должным образом, вы многого не успеваете и в конце-концов просто “выгораете”.
Неврозы, депрессии, нервные срывы конечно состояния крайние, но они часто вытекают из этого ложного понимания, что время еще не пришло и я вполне справляюсь.
Что делать
Оцените обстановку реально. Выпишите все дела, которые вы делаете на неделе. Не стесняйтесь выписать даже самые обыденные вещи. Можете воспользоваться для этого Матрицей Эйзенхаура – так будет нагляднее. Скорее всего вы увидите довольно большой список.
А потом выпишите все, чем вы хотели бы заняться, но не успеваете, потому что, к примеру, после работы нужно готовить или делать уборку, а не рисовать расслабляющие зентаглы.
Скорее всего после этого вам будет понятно, какие дела можно передать другим, чтобы освободить себе полезное время.
“Пока я делаю все сам, меня больше уважают”
Социальное одобрение очень мощная вещь и глупо было бы утверждать, что оно не слишком важно. Конечно уважение других людей очень важно. Но иногда мы можем попадать в некую ловушку: начинает казаться, что нужно делать все самому, чтобы заслужить это самое одобрение. А пользоваться чьей-то помощью вроде как зазорно.
Хотя на самом деле, человек, который грамотно умеет распределять чужие и собственные ресурсы пользуется не меньшим уважением.
Что делать
Важно понять, что уважают человека не за то, что он делает все сам, а скорее за то, что он умеет грамотно использовать свое время и ресурсы. Если он успешно занимает других в работе, это тоже очень хорошо. Не стоит воспринимать делегирование полномочий как слабость. Скорее это проявление силы. Да, вы отпускаете какую-то долю контроля, но при этом управляете не только собой, но и другими. И это определенно, новая точка роста, как профессионального, так и личного.
“Если я буду только руководить, ко мне станут плохо относиться”
Не все люди любят занимать лидерские позиции и это нормально. Для человека, не знакомого с основами менеджмента может быть сложно психологически занимать других какой-либо работой, а потом спрашивать с них за это.
Кажется, что если вы и дали какую-то работу другому человеку, то обязательно должны помогать ему, иначе отношения испортятся.
Что делать
Стоит понять простую вещь – все зависит не от того, что вы руководите, а другие работают, а в том, как вы это делаете. Если вы относитесь к подопечным с теплом и пониманием, то скорее всего отношение к вам все равно будет хорошим.
“Мне сложно руководить людьми”
Руководить означает занимать каким-то делом, а потом проверять процесс выполнения и конечный результат. При этом могут возникать и неприятные моменты, когда нужно указывать на ошибки. Более того эти самые ошибки нужно уметь замечать и исправлять.
По большому счету у руководителя больше всего ответственности. Даже если вы домохозяйка и нанимаете няню, вы уже руководитель для нее. Вам придется доходчиво объяснить, как ей следует обращаться с вашим ребенком и чего именно вы от нее ждете, а потом контролировать исполнение. И это действительно может быть не так просто.
Что делать
Возьмите задачу и распишите ее по трем направлениям:
Проблема
Что конкретно нужно решать в данном случае? Например, вам некогда гулять с ребенком два раза в день, водить на кружки или хочется ненадолго уходить из дома по делам.
Алгоритм действий
Напишите со скольки до скольки вы хотите видеть няню дома, что она должна делать. Например, позвонить перед приходом, одеть ребенка, накормить и т.д. и т.п.
Пишите все, что хотите видеть выполненным и как вы это видите.
Результаты
Ожидаемый результат: ребенок занят, а мама, получившая свободное время на себя счастлива и гораздо более продуктивна в любых сферах жизни.
Подобным образом можно расписать любую задачу: бытовую или рабочую. И если вам сложно управлять другими, то так будет гораздо яснее какие результатов вы ожидаете и как их достичь.
“Я сделаю все лучше, чем другие”
Если вы профессионал, то в какой-то мере это может быть правдой. Вы можете действительно знать как лучше. Но все-таки один человек не может учитывать всего. Не зря существует поговорка: “Одна голова хорошо, а две лучше”.
Хотя для некоторых понимание, что они сами очень хорошо делают свою работу, а другие все испортят – может стать серьезным препятствием к тому, чтобы начать делегировать.
Что делать
Осознать, что даже новички под вашим профессиональным крылом могут серьезно вырасти и стать настоящими помощниками. Да, в это придется вложить время и терпение, но результат обязательно порадует. Видеть, как другие растут – особый кайф и реальная польза.
Ведь всегда хорошо уйти в отпуск и понимать, что за это время вся работа без вас не встанет. А телефон не будет разрываться от звонков.
“Мне некому передать дела”
Возможно это действительно так, по-крайней мере на первый взгляд. Например, молодая мама понимает, что ей некому передать заботу о младенце: родители далеко, муж на работе, друзья заняты, а на няню положиться страшновато да и дорого.
Что делать
Проработать собственные страхи. Можно обратиться к психологу или выписать в тетрадь все за и против, которые мешают принять решение.
Возможно, муж может иногда в выходной день выйти погулять с коляской, пока мама отдыхает, друзья не против помочь раз-другой в неделю справиться с домашними делами, а няню можно найти на надежном сайте, с хорошими отзывами и приглашать не на целый день, а на час-два. Это недорого и будет не так страшно оставлять малыша на незнакомого человека.
Смысл в том, чтобы начать искать тех, кому можно делегировать свои задачи.
Чек-лист для тех, кто хочет начать делегировать
У каждого взрослого человека достаточно дел, которые можно начать делегировать. Выпишите их все, используя Матрицу Эйзенхауэра – так будет наглядно ясно какие задачи можно доверить другим людям.
Если вам сложно управлять другими, то распишите задачу по трем направлениям: какую проблему нужно решить? каким будет алгоритм действий? какие результаты ожидаются?
Когда кажется, что дела некому передать, зайдите на онлайн-биржи и увидите, что исполнителей очень много по самым разным задачам.
* Период проведения акции — с 16.08.2021 до 31.12.2021. Подробнее: https://www.alfacapital.ru/disclosure/clients_info/cashback-3 ООО УК «Альфа-Капитал». Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00028 от 22 сентября 1998 года выдана ФСФР России, без ограничения срока действия. Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-08158-001000, выдана ФСФР России 30 ноября 2004 года, без ограничения срока действия. www.alfacapital.ru. 8 (800) 200-28-28.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Альфа-Капитал». Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00028 от 22 сентября 1998 года выдана ФСФР России, без ограничения срока действия. Правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, находящимися под управлением ООО УК «Альфа-Капитал», предусмотрены надбавки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и скидки к расчетной стоимости паев при их погашении. Обращаем Ваше внимание на то, что взимание скидок и надбавок уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов. При определении прироста расчетной стоимости инвестиционного пая не учитываются надбавки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и скидки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их погашении. Стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в инвестиционные фонды. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом. Подробную информацию о деятельности ООО УК «Альфа-Капитал» и паевых инвестиционных фондов, находящихся под ее управлением, включая тексты правил доверительного управления, всех изменений и дополнений к ним, а также сведения о местах приема заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев Вы можете получить по адресу: 123001, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 32, стр. 1. Телефоны: (495) 783-4-783, 8 (800) 200-28-28, а также на сайте ООО УК «Альфа-Капитал» в сети Internet по адресу: www.alfacapital.ru.