Прекращение банковской гарантии имеет важное значение для всех участников отношений – принципала, бенефициара и банка-гаранта, поскольку определяет момент окончания их взаимных обязательств. Основания для прекращения могут быть как предусмотрены законодательством (ГК РФ), так и установлены условиями самой гарантии.
В данной статье мы рассмотрим основные случаи прекращения банковской гарантии, правовые последствия для сторон и способ проведения данной процедуры.
Основным нормативным актом, регулирующим прекращение банковской гарантии, является Гражданский кодекс РФ (ст. 378). Дополнительно применяются:
Ключевые положения ст. 378 ГК РФ:
Банк | Сумма обеспечения | Срок | Комиссия |
---|---|---|---|
Ингосстрах Банк | до 300 млн | до 3740 дней | от 2.3% |
МТС Банк | до 50 млн | до 1095 дней | от 2.7% |
ВТБ | до 100 млн | до 1885 дней | от 3% |
Сбербанк | до 100 млн | до 1861 дня | от 3.4% |
Банк ПСБ | до 250 млн | до 1888 дней | от 2.7% |
Банк ЗЕНИТ | до 1 млрд | до 3600 дней | от 3.2% |
Альфа-Банк | до 500 млн | до 3652 дней | от 3% |
Основания для прекращения банковской гарантии четко регламентируются законодательством и условиями, прописанными в самой гарантии. Существует несколько категорий оснований, приводящих к прекращению действия данного финансового инструмента.
Автоматическое прекращение гарантии происходит без необходимости совершения каких-либо дополнительных действий со стороны бенефициара или гаранта.
Основаниями прекращения банковской гарантии являются:
Досрочное прекращение банковской гарантии требует определенных действий или наступления определенных обстоятельств, которые происходят до истечения срока действия гарантии.
К таким основаниям относятся:
Наряду с автоматическим и досрочным прекращением, существуют особые случаи, когда прекращение банковской гарантии происходит в силу специфических обстоятельств:
Банковская гарантия прекращается в соответствии с регламентом Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с условиями конкретной БГ. Рассмотрим детально порядок прекращения гарантии.
Независимо от основания прекращения, банк обязан уведомить бенефициара о наступлении этого события. Форма и сроки уведомления, как правило, оговариваются в тексте самой гарантии.
В отсутствие специальных указаний, рекомендуется направлять уведомление в письменной форме заказным письмом с уведомлением о вручении или курьерской службой, чтобы иметь документальное подтверждение факта уведомления. Уведомление должно содержать информацию о номере и дате выдачи гарантии, основании прекращения и дате, с которой гарантия считается прекращенной.
Бенефициар, в свою очередь, также может направить уведомление банку о своем отказе от прав по гарантии, что послужит основанием для ее прекращения.
Уведомление принципала о прекращении гарантии также является рекомендованной практикой, хотя и не всегда обязательной с юридической точки зрения.
После прекращения действия гарантии (например, после выплаты гарантированной суммы или истечения срока действия), бенефициар обязан вернуть оригинал гарантии банку. Это необходимо для предотвращения повторного использования гарантии и для подтверждения факта прекращения обязательств банка.
В случае утери оригинала гарантии, бенефициар должен направить в банк официальное заявление об утере, с указанием обстоятельств утери и обязательством возмещения убытков банку в случае, если оригинал гарантии будет использован третьими лицами. Банк, в свою очередь, должен предпринять меры для предотвращения возможных злоупотреблений с утерянной гарантией.
Электронные гарантии аннулируются автоматически или через систему электронного документооборота.
После получения уведомления от бенефициара (либо по наступлении срока действия) и возврата оригинала гарантии (или получения заявления об утере), банк обязан зафиксировать факт прекращения гарантии в своих внутренних реестрах и базах данных. В записи о гарантии указывается основание прекращения, дата прекращения и данные лица, вернувшего оригинал гарантии (или подавшего заявление об утере). Фиксация в реестрах банка должна быть проведена оперативно и точно, чтобы избежать возможных претензий со стороны бенефициара или принципала.
В случае гарантий по 44-ФЗ, информация обновляется в Единой информационной системе (ЕИС) или реестре Минфина.
Последствия от прекращения гарантии несут все стороны сделки.
Для банка-гаранта:
Для принципала:
Для бенефициара:
Проверить факт прекращения БГ можно следующим образом: