Адвокат
Исходя из положений ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», в случае обнаружения истёкшего срока годности покупатель вправе вернуться в магазин и требовать замены товара на товар этой же марки или возврата денежных средств, уплаченных за товар, а также возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (в данном случае это могут денежные средства, затраченные на лечение от отравления). В случае если чек не сохранился, покупатель может доказать факт покупки товара в конкретном магазине свидетельскими показаниями либо записями с видеокамер. Обычно магазины, не желая негативной огласки, добровольно устраняют недостатки. Если этого не произошло, необходимо направить претензию в адрес магазина в письменном виде и сохранить документы, подтверждающие факт её направления (вручения), а затем можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой с приложением доказательств покупки товара с истёкшим сроком годности. Это, например, может быть видеозапись упаковки товара на фоне экрана компьютера или другого телефона, на котором открыта страница сайта с точными датой и временем. Кроме того, потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
Ответ эксперта
Адвокат, председатель коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры»
Продукт с истёкшим сроком годности однозначно не должен допускаться к продаже. Однако если продавцы не уследили и выставили просроченный продукт на прилавок, а невнимательный покупатель его приобрёл, то в этом случае закон стоит на стороне покупателя. Действующее законодательство предусматривает возврат испорченного товара и выплату денег пострадавшему покупателю или обмен на товар надлежащего качества и с нормальным сроком годности. При возврате товара желательно иметь чек, чтобы доказать факт покупки. Факт покупки можно подтвердить и иными способами, если отсутствует чек. Например, попросить записи камеры видеонаблюдения. Как правило, продавцы разрешают возникшую ситуацию, однако в случае отказа необходимо обратиться с письменной претензией к руководству торговой точки или с жалобой в Роспотребнадзор или в Отдел по защите прав потребителей при местной администрации.