Работаю кассиром. Через каждого второго приходят родственники мобилизованных с 5000-ми купюрами и берут на 100₽. Единственное, что я могу в таких ситуациях — предложить оплату по карте или, в других случаях, разделить чек: часть по карте, часть наличными. На отсутствие разменных денег администрация только разводит руками, мол, у них тоже нет. С точки зрения права, как должен поступить кассир в такой ситуации?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
По «Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением», утверждённым Минфином РФ 30 августа 1993 года №104 и продолжающим действовать, индивидуальный предприниматель, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчёта с покупателями.
Если размена нет, покупатель может попросить жалобную книгу и описать в ней ситуацию с целью уведомления руководителя предприятия об имеющейся проблеме при расчётах с потребителями.
Отказ принять оплату в виде любой купюры означает отказ от продажи товара, а это серьёзное нарушение прав потребителя, за которое предусмотрен штраф. Законом не предусмотрено право продавца, торгующего в розницу, отказать покупателю в передаче покупки на основании отсутствия сдачи. На практике можно предложить оплатить картой, но нельзя отказывать, если покупатель настаивает на оплате наличными.
Для кассира только одна хорошая новость: он не сам должен придумать, где найти нужные купюры, а руководство его должно ими обеспечить.