11.01.2023 мной была взята ипотека по программе господдержки на строительство дома. В августе 2023 г. я позвонила на горячую линию 900 и связалась с менеджером по ипотеке, чтобы уточнить даты подачи документов на дом. На что я получила "великолепную и профессиональную консультацию" сотрудника СберБанка, которая дословно сказала мне: "Я смотрю в ваш договор, у вас есть 3 года для подачи документов на право собственности". Дом был достроен и готов к сдаче уже в октябре, но поскольку менеджер уверила о том, что у есть 3 года (!!!), я не спешила. В феврале 2024 г. я случайно увидела, что ставка поменялась с 7,3 до 12%. ВНИМАНИЕ. Банк даже не удосужился уведомить меня о повышении ставки. Я создала обращение, параллельно регистрируя дом в ЕГРН. Банк ответил, что готов рассмотреть обращение повторно после предоставления выписки. Я предоставила. На что 25.03.2024 г. мне отказали вернуть изначальную ставку.
Ответ эксперта
юрист московской коллегии адвокатов «Арбат»
Жильцы многоквартирных домов ежемесячно получают квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг (Единый платёжный документ).
Основной расчёт ЕПД формируется на основании данных от потребителей и поставщиков услуг.
Каждая услуга в квитанции ЖКХ включает:
Площадь жилья играет роль при расчёте платы на содержание и ремонт дома, а также при расчёте сумм ресурсов, затраченных на содержание общедомового имущества.
Она имеет значение для тех, у кого не установлены индивидуальные приборы учёта. За коммунальные ресурсы и услуги они платят по нормативу, установленному региональным правительством. Норматив зависит от количества зарегистрированных в квартире, а не от фактического потребления.
На основе этой информации потребитель может самостоятельно проверить начисленные платежи и показания приборов учёта.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью платить за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ). Обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Согласно ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истёкшим месяцем.
Ошибка начислений за ЖКХ — достаточно частое явление. Поэтому каждому плательщику, прежде чем вносить плату по квитанции, необходимо тщательно изучить её содержание.
Вопросы, связанные с начислением, собственник должен решать в своей УК. Согласно ст. 157 ЖК РФ, в случае
неправильного начисления квартплаты предусматриваются штрафные санкции за ошибки в начислениях. Сумма штрафа равна половине стоимости от неправильно высчитанной суммы.
Если не удалось найти взаимопонимание в УК, нужно обратиться в государственную жилищную инспекцию. Этот орган контролирует и правильность начислений коммунальных платежей.
Согласно ст. ст. 30, 154 ЖК РФ, услуга «Добровольное страхование» не относится к коммунальным или к расходам по содержанию и ремонту жилого помещения. Она не обязательна к оплате собственниками жилых помещений. Этот вид услуг может быть оказан только на основании решения ОСС.
Указывая в квитанции строку «Добровольное страхование», УО нарушает принцип свободы договора. Потребитель сам выбирает страховую компанию. Навязывание этой услуги — ****нарушение прав потребителей согласно ч. 2 ст. 16 №2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).
Управляющая организация без решения общего собрания собственников включить дополнительные услуги в платёжный документ за ЖКУ, в том числе по агентскому договору с третьим лицом, права не имеет.