logo
Ещё
1 июня
214
avatar
Спрашивает
Марина

Как объяснить ребёнку ценность денег и привить ему основы финансовой грамотности?

Ответ эксперта

avatar

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

1 июня

Отвечает кандидат психологических наук, основатель Института адаптивного интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта Валерий Гут.

Понимание ценности денег — важный этап развития ребёнка. Первые деньги оказывают на него сильное эмоциональное воздействие, и от этого опыта зависит базовая стратегия поведения ребёнка по отношению к финансам в будущем.

Как дети учатся обращаться с деньгами

Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Видя, как родители используют деньги, ребёнок понимает, что они помогают получить желаемое, и начинает использовать их в играх. Он также замечает, что деньги дают власть, потому что взрослые принимают решения, исходя из своих финансовых возможностей, и хочет обладать такой же властью.

Венгерский и швейцарский психолог Леопольд Сонди заметил, что люди часто повторяют финансовые привычки своих родителей, даже если они ведут к бедности и несчастьям. Чтобы научить ребёнка правильно обращаться с деньгами, важно показать ему, что деньги — это обычный инструмент повседневной жизни, а не предмет культа.

Когда говорить с ребёнком о деньгах

Исследования ученых из Университета Малайзии в Теренггану и Университета Паджаджаран (Индонезия) показали, что раннее знакомство с основами финансовой грамотности формирует правильные финансовые привычки. Джон Рокфеллер с детства записывал все свои расходы и доходы, что впоследствии помогло ему стать богатым.

Эти примеры доказывают, что разговор о деньгах можно начинать уже с дошкольного возраста. Но надо учитывать тот факт, что поведение детей по отношению к деньгам может меняться в зависимости от возраста.

Способы обучения финансовой грамотности

Дошкольники (четыре — шесть лет)

Швейцарский психолог Жан Пиаже выяснил, что в этом возрасте дети начинают понимать назначение денег. Тогда же обычно происходит и первый опыт взаимодействия с финансами.

Чтобы он оказался позитивным, можно сделать следующее.

  • Поиграть в магазин. Предложить ребёнку выбрать товары на продажу из его игрушек, самому назначить цены и нарисовать деньги. Так он поймёт, что деньги можно обменять на товары.
  • Подарить копилку. Если купить прозрачную, ребёнок будет видеть, как растут его накопления.
  • Совершать совместные покупки. Рассказать о цене товаров, дать возможность расплатиться в магазине самостоятельно.

Школьники (7–10 лет)

В этом возрасте начинается новый этап в жизни детей — обучение в школе. Они становятся самостоятельнее, и к 10 годам у них формируется представление о цене. Что могут предпринять родители в этот период.

  • Сходить в банк. Рассказать о банковских картах, показать разные купюры и обсудить их номинал.
  • Научить планировать бюджет. Объяснить ребёнку, что деньги нужно не только тратить, но и копить. Это поможет ему контролировать расходы и достигать финансовых целей.
  • Играть в настольные игры. «Монополия» и другие игры, связанные с финансами, учат их распределять, оценивать риски и принимать финансовые решения.
  • Давать карманные деньги. Канадский ученый Дэвид Фридман выяснил, что дети, получающие карманные деньги независимо от заслуг, лучше разбираются в ценах и учатся экономить.

Подростки (11–17 лет)

Подростковый возраст — время максимализма. Подростки часто не хотят ждать и планировать, а желают получать всё и сразу. Психолог Лев Выготский связывал это с тем, что подросток не способен формулировать цель и направлять силы на её достижение до 15–17 лет. В этом возрасте важно объяснить подросткам риски неразумных трат и кредитов.

Что ещё можно сделать.

  • Дать свободу в распоряжении карманными деньгами. Иногда подростки используют деньги для самоутверждения или эмоциональных покупок типа чипсов или газировки. Важно не контролировать чрезмерно расходы ребёнка и не требовать постоянных отчётов. Пусть он получит свой опыт управления финансами.
  • Рассказать об инвестициях. Навык копить и приумножать деньги станет основой для подушки безопасности в будущем и поможет ребёнку чувствовать себя уверенно во взрослой жизни.
  • Познакомить с историями богатых людей. Это расширяет финансовое мышление и помогает изучать эффективные финансовые стратегии.

Современные технологии позволяют получать знания в любом формате и в любое время. Контент, ориентированный на возрастные особенности ребёнка — книги, подкасты, мультфильмы, обучающие игры и тренажёры, — может стать хорошим подспорьем для родителей в вопросах финансовой грамотности.

Дети — это наше отражение. Чтобы они выросли финансово грамотными, необходимо понять, какой пример обращения с деньгами подаём мы сами. Чем ответственнее мы относимся к ним, тем большую свободу получаем при выборе уровня дохода, стиля и комфорта жизни, а это передаётся и детям. Практика осознанного потребления и умение преподнести знания о деньгах вовремя позволит детям прийти к процветанию в будущем.

⚡️ Читайте ответы экспертов на вопросы о деньгах, а также главные финансовые новости в телеграм-канале журнала Сравни.



Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Еще 1 ответ

avatar

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

1 июня

Методист по финансовой грамотности и преподаватель математики в онлайн-школе «Фоксфорд» Софья Сотникова уверена, что в современном мире умение грамотно управлять деньгами — жизненно необходимый навык. Именно поэтому так важно помочь ребёнку понять стоимость и значимость денег и заложить основы финансовой грамотности с самого детства. Но как сделать это эффективно и в соответствии с возрастом?

Уже в три-четыре года дети могут осознать концепцию денег через свою основную деятельность — игру, а также при наблюдении за повседневными покупками. В дошкольном возрасте основная задача родителей — сформировать у ребёнка базовое понимание того, что деньги нужны для покупки товаров и услуг. И как нельзя лучше для этого подходит ролевая игра в магазин. Для неё можно использовать игрушки-кассы, монеты или даже настоящие купюры. Главное — сделать «деньги» в этой игре осязаемыми и создать вещественную возможность обмена «денег» на «товары». Дайте ребёнку возможность «купить» что-то в рамках игры, отдав «деньги» и получив взамен какой-либо предмет. Так ребёнок почувствует связь между деньгами и вещами.

Когда ребёнок подрастёт и достигнет младшего школьного возраста (6–10 лет), можно углубиться в более сложные аспекты товарно-денежного обмена. Покажите на примере из жизни, как работает процесс обмена товаров на деньги, объясните, как и почему нужно экономить. Привлекайте ребёнка к походам в магазин, сравнивайте цены вместе, чтобы он мог определить, какая покупка будет наиболее выгодна. Хорошая практика в этом возрасте — выдача небольшого количества карманных денег с условием самостоятельного распределения расходов ребёнком.

Подростки готовы к более серьёзным вопросам: планированию бюджета, концепции банковских счетов, а также знакомством с понятиями «кредит» и «инвестиции». Детям, которые учатся в средней школе, можно поручить решение реальных финансовых задач: составить список покупок для семьи в рамках общего бюджета с обоснованием необходимости или необязательности той или иной траты. Также в этом возрасте дети могут учиться финансовой грамотности, распоряжаясь собственной небольшой суммой денег. Опора на советы родителей по распоряжению личными финансами в этом возрасте становится куда меньше, что возлагает на плечи подростков больше ответственности.

«Важно помнить, что лучший помощник в любом возрасте — практика и связь с реальной жизнью. Так ребёнок быстрее поймёт ценность денег и сможет гораздо эффективнее ими распоряжаться», — отметила Софья Сотникова.

Независимый финансовый эксперт Александр Патешман считает, что начинать говорить и показывать деньги можно с дошкольного возраста. Объяснять, что в магазине продукты мы берём не просто так, а обмениваем их на деньги, и у каждого товара своя цена.

В начальных классах можно начинать практиковать: самостоятельно делать небольшие покупки в магазине, расплачиваться в школьной столовой, учиться распределять расходы на неделю. В этом возрасте дети начинают понимать причинно-следственные связи между деньгами и другими аспектами жизни.

Безусловно, не стоит давать ребёнку деньги просто так или с помощью денег мотивировать на успешную учёбу. Вместо этого можно поощрять его другими способами. Например, предложить ему планировать покупки с учётом имеющихся денег. Ребёнок может совместно с родителями начать распродавать вещи, которые ему не нужны. Например, если он хочет новый рюкзак или кроссовки, можно предложить ему продать старую вещь и купить новую. Это поможет ребёнку понять, как деньги влияют на его жизнь. Когда ребёнок подрастёт, он сможет делать более крупные покупки, такие как ноутбук или мобильный телефон. Важно научить его откладывать на такие покупки. Так он поймёт, что деньги нужно зарабатывать, а не получать просто так.

Также важно научить ребёнка правильно распоряжаться деньгами. Не стоит манипулировать им, обещая ему что-то за хорошие оценки или помощь по дому. Это может привести к тому, что ребёнок будет ожидать вознаграждения за всё, что он делает.

Полезно научить ребёнка копить на подарки для близких. Например, предложить ему накопить на подарок для бабушки или дедушки. Так он научится заботиться о близких и экономить деньги.

Важно дать понять, сколько стоят вещи. Например, предложить ему заработать на покупку игрушки или сладости. Это поможет ему понять, что деньги нужно зарабатывать, а не тратить на ненужные вещи.

Полезный навык — уметь экономить. Можно предложить ребёнку копить на что-то конкретное, например на поездку или новый гаджет. Он научится планировать свои расходы и экономить деньги.

«А ещё стоит рассказать, как работают скидки и акции. С их помощью ребёнок поймёт, как можно экономить и при этом получать больше выгоды от покупок», — советует Александр Патешман.

Руководитель отдела по работе с партнёрами проекта Promokodus.com Елена Морозова ссылается на данные исследования Сравни, согласно которому 45% опрошенных родителей разговаривают с детьми о финансах. Финансовая грамотность — один из важных этапов подготовки к взрослой жизни. Но развитие человека — процесс индивидуальный, поэтому каждый родитель сам решает, когда его ребёнок готов приступить к финансовым урокам. 53% россиян считают, что первые разговоры о финансах стоит проводить в возрасте 7–10 лет. Однако сегодня ребёнок сталкивается с деньгами гораздо раньше (совместные походы в магазин, выбор подарка, общий тренд на самостоятельность), что делает вопрос актуальным даже для самого раннего возраста.

Так в три — пять лет ребёнку важно объяснить само понятие денег, какими они бывают, для чего предназначены. Лучше всего это делать через игру в магазин, где на практике ребёнок сможет усвоить функцию средств и процесс их обмена. Либо давать возможность ребёнку самостоятельно расплачиваться во время настоящих покупок (прикладывать карту или отдавать наличку). При этом важно объяснить, что деньги не сами появляются в кошельке, а зарабатываются трудом. Экскурсия по рабочему месту родителей станет отличным примером для усвоения закономерности.

В шесть — восемь лет начинаются первые самостоятельные шаги в управлении деньгами. Подарки от родственников, средства на карманные расходы — всё это способствует развитию финансового мышления. Дети учатся не только разбираться в номинале купюр, их подсчётах, но и распоряжаться ими. Примером для усвоения первого этапа могут стать хобби родителей — нумизматика, путешествия с купюрами в качестве сувениров из разных стран, настольные игры для всей семьи (та же «Монополия»).

На втором этапе примерами становятся сами родители. Не секрет, что дети перенимают наши привычки и повадки, поэтому так важно подкрепить уроки финансовой грамотности собственными примерами: с помощью семейного бюджета разобрать вопрос распределения средств. При этом детям важно показать, что у любых трат должна быть цель. И если у взрослых это могут быть накопления на отпуск, то у ребёнка такой целью может стать желаемая игрушка. Однако родителям важно донести, что достичь её можно только с помощью накоплений. И копилка в этом случае может стать хорошим стимулом. Причём вариаций её сегодня огромное множество: от классических свиней до настоящих сейфов и автоматов, которые сразу же привлекут внимание детей. При этом ребёнок должен понимать, что деньги — это не только инструмент для закрытия собственных потребностей, но и возможная помощь для тех, кто в этом нуждается. Благотворительность может стать отличным примером как для финансового воспитания, так и для альтруизма.

Активным для самостоятельных покупок становится возраст 9–12 лет. По опыту могу сказать, что девочки познают работу маркетплейсов, а мальчики активно ищут промокоды на онлайн-игры. И если из-за активного перехода на безналичный расчёт вопрос сдачи уходит на второй план, то вот управление банковскими картами и профилактика мошенничества становятся вопросами номер один. Сегодня банки предлагают целое множество молодёжных программ с родительским контролем, что поможет не только познакомить ребёнка с финансовой системой, но и уберечь его от действий мошенников. При этом важно защитить и внешнюю финансовую сторону: обсудить с ребёнком понятия кредитов и микрозаймов, а также разобрать сами мошеннические схемы, как они работают. И главное — защитить собственный бюджет с помощью блокировок и закрытия доступа к картам или наличным средствам.

С 13 лет начинается подготовка ребёнка к взрослой жизни. Однако важно разбирать вопросы «по возрасту». К примеру, в 14 лет достаточно выделять средства на неделю/месяц или давать заработать их собственным трудом для самостоятельного планирования трат. Это поможет ребёнку научиться жить по средствам и избегать долгов в будущем. «Ближе к совершеннолетию родители могут познакомить ребёнка с основами инвестирования и пассивного дохода, рассказать о налогах, а также дать возможность заработать свои первые деньги. Именно этот этап станет своего рода "контрольной работой" по результатам многолетнего изучения финансового планирования», — резюмирует Елена Морозова.

⚡️ Читайте ответы экспертов на вопросы о деньгах, а также главные финансовые новости в телеграм-канале журнала Сравни.



Задайте вопрос нашему эксперту

Эксперты подробно ответят на вопросы по финансами и страхованию

Служба поддержки

Если ваш вопрос о работе Сравни, задайте его в чате приложения или позвоните — поможем разобраться
Эксперты, которые вам отвечают
1
avatar
Редакция Сравни

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

2
avatar
Елена Ушкова

редактор Сравни

4
avatar
Валентина Фомина

финансовый журналист

5
avatar
Заяна Менкенова

специалист службы заботы о клиентах Сравни

Все эксперты