Адвокат
Для оспаривания действий страховой компании необходимо установить действительную причину отказа страховщика в страховом возмещении. Для начала необходимо иметь на руках письменный отказ в выплате. Отказ должен быть законодательно обоснован, содержать ссылки на правила страхования и соответствовать перечню оснований для отказа.
В случае выявления несоответствий законодательству, необходимо направить страховщику претензию. В претензии необходимо указать разумный срок для рассмотрения претензии страховщиком и последствия в случае отказа в удовлетворении претензии или отсутствия ответа вовсе (следующий шаг: обращение в суд).
Претензию необходимо вручить лично, копию претензии с пометкой о принятии оставить себе, либо отправить по почте заказным письмом с уведомлением. Соблюдение досудебного претензионного порядка не является обязательным, и вы вправе обратиться за защитой своих прав непосредственно в суд без первоначального направления претензии страховой компании.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" претензионный порядок обязателен, если страховщик добровольно взаимодействует с финансовым уполномоченным, который занимается урегулированием спора в предусмотренном законом порядке.
При обращении с исковым заявлением в суд, необходимо подробно изложить ваши требования и приложить необходимые документы. Если автомобилю причинен ущерб, можно провести независимую оценку ущерба и приложить отчет об оценке (стоимости ремонта) к исковому заявлению.
В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", который распространяется на отношения в рамках договоров имущественного страхования, исковое заявление можно по месту своего жительства, не уплачивать госпошлину, а также получить со страховой компании неустойку, штраф в размере 50% от взысканной суммы.
В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в целях защиты своих прав, возможно подать жалобу на неправомерные действия страховой компании в контролирующий и надзорный орган - Банк России.
Ответ эксперта
Автор одноимённого телеграм-канала
Во-первых, можно сначала обратиться в страховую компанию с письменной претензией. Например, для ОСАГО подача претензии до обращения в суд является обязательной. Если претензию не подать, суд возвратит исковое заявление из-за того, что досудебный порядок урегулирования спора не был соблюдён. Стоит перечитать условия своей страховки, т. к. во многих случаях подача претензии является обязательной по условиям договора страхования, и пропускать этот этап нежелательно.
Во-вторых, для взыскания страховой выплаты можно обращаться в суд. Конечно, исход дела будет зависеть и от условий страхования (что считается страховым случаем, что нет, в каких случаях страховая может не платить и пр.), и от обстоятельств дела (какая причина привела к наступлению страхового случая, каков размер ущерба и т. п.). Если страховка была оформлена для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, иск к страховой будет считаться иском о защите прав потребителя. То есть его можно будет подать в суд по своему месту жительства и без уплаты госпошлины (при сумме иска до 1 миллиона ₽).