Был заключён соцконтракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности как самозанятый. Я приобрёл все необходимые средства в рамках сметы соцконтратка. Но так вышло, что некоторое оборудование я приобрёл дешевле, чем рассчитывал изначально (была распродажа со скидками), и у меня остались неизрасходованные средства в сумму около 70 тысяч ₽. В соцзащите не могут дать внятного ответа, что с ними делать. Всё, что было мне необходимо и прописано в смете, приобретено. Покупать что-то вне сметы для того, чтобы потратить деньги, соцзащита мне не разрешает. В связи с этим вопрос: имею ли я право просто оставить эти деньги себе и распорядиться ими по своему усмотрению или я обязан вернуть неизрасходованную сумму в бюджет? Или я имею право потратить их на приобретение другого оборудования, необходимого мне для бизнеса, но не включённого в первоначальную смету (если так, то нужно ли заключать допсоглашение к контракту с соцзащитой)? Что я вообще имею право делать с оставшимися деньгами, а что нет?
Ответ эксперта
генеральный директор маркетплейса Qugo
Самозанятые могут учитывать доходы, полученные наличными, так же, как и любые другие свои доходы. Для самозанятых существует единственный вид отчётности — выбитый чек. Он же является подтверждающим фактом полученных денег. Налоговой абсолютно неважно, как самозанятый их получил: переводом на карту или наличными. Когда самозанятые получают гонорар от физлиц, очень часто они получают эти деньги наличными. Например, специалист по маникюру, работающий как самозанятый, за оказанную услугу получил от клиента вознаграждение наличными — что ж ему теперь, отказываться от этих денег? Наличные не вне закона: тут нет никакого криминала. Поэтому учёт происходит ровно так же, как и с безналичными расчётами: на сайте или в мобильном приложении «Мой налог» выбивается чек, в котором в обязательном порядке указываются три параметра — полученная с точностью до копейки сумма заказа, тип оказанной услуги и ИНН заказчика. Вуаля — дело в шляпе!