Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
На данном этапе важны не столько сами преимущества и недостатки китайского автопрома, сколько факт их доступности для российского покупателя.
По итогам апреля 2023 года лидером китайского авторынка в России остался автоконцерн Chery, продажи которого выросли в восемь раз (9,2 тысячи штук) по сравнению с апрелем прошлого года. На втором месте оказался Haval, показавший девятикратный рост (7,4 тысячи штук, из них почти половина — кроссовер Jolion), и Geely, нарастивший продажи в восемь раз (6,1 тысячи штук, в основном это Geely Coolray, Tugella и Atlas Pro плюс новый вседорожник Monjaro), приводит данные «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»). Более скромные цифры продаж — у Changan (в частности, модель Uni-U) и Tank.
По словам руководителя «Открытие Авто» Марины Дембицкой, в мае трёхзначная динамика роста у ведущих китайских марок ещё наверняка сохранится — на фоне крайне низкой базы прошлого года. Однако уже летом столь же весомого роста у каждого из «китайцев» не будет. К тому же даже малейшее повышение курса юаня по отношению к рублю дистрибьюторы марок из Поднебесной смогут быстро переложить в конечные цены. Всё это, естественно, не будет способствовать столь же уверенному повышению темпов продаж машин из Поднебесной, но даст импортёрам возможность больше зарабатывать.
Авторетейл всё больше движется к тому, что на нём будут доминировать машины всего двух стран — России и Китая. По итогам года 40–45% нашего авторетейла наверняка будет за «китайцами». А если считать их долю с учётом тех марок, которым они так или иначе позволяют продавать свои машины под собственными именами, то доля чайна-брендов окажется заметно выше 50%.
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
Китайские автомобили на сегодняшний день стали более технологичными и функциональными. Это подтверждают результаты мировых краш-тестов — C-NCAP, C-IASI и ASEAN NCAP.
Китайские автомобили отличаются богатым функционалом даже в базовых комплектациях: например, в Haval Jolion в отличие от Hyundai Creta есть подогрев задних сидений, а также установлены камеры кругового обзора. Помимо этого, качество отделки интерьера в автомобилях китайских брендов гораздо выше, чем у европейских автомобилей массового сегмента. Ещё одно преимущество китайских марок — стоимость. В 2022 году кроссовер Haval Jolion вошел в список автомобилей, доступных для покупки в рамках льготного кредитования.
В текущей ситуации, когда большинство зарубежных автоконцернов покинули российский рынок, китайские бренды продолжают наращивать объём реализации новых авто. По прогнозам, в 2023 году продажи брендов из Китая могут составить 60% из-за дефицита зарубежных авто в России.
Автомобили из Китая пользуются высокой популярностью среди россиян благодаря оптимальному соотношению цены и качества сборки.
При этом китайские концерны не только импортируют свои авто на российский рынок, но и планируют локализацию производства новых автомобилей. Большинство отечественных автодилеров включают китайские бренды в свои портфели, что увеличивает доступность сервисного обслуживания китайских автомобилей и в период гарантии, и после его завершения.