Начиная с 22 августа 2021 года российским водителям больше не придётся в обязательном порядке проходить техосмотр для покупки полисов ОСАГО. Закон, отменивший необходимость получения диагностической карты при заключении договоров обязательной автогражданки, был принят Госдумой 15 июня 2021 года.
Отмена привязки ТО к страхованию как бы отсекала коррупционную составляющую, но, сказав А, надо говорить и Б, то есть сделать для личных автомобилей, не использующихся в коммерческих целях, необязательное ТО. А что мы слышим от чиновников? Да если человек содержал машину 15–20 лет — это уже гарантия, что его машина в состоянии пройти любое ТО, если там не включатся «доильщики». Уровень СО2 при нынешнем уровне использования ГБО потерял свою актуальность полностью. Да и если владелец машины относится к категории «мажоров», никакое ТО не спасёт при встрече с ним. А отметка о его прохождении у него будет, это к гадалке не ходи.
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает заместитель исполнительного директора Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.
Мы поддерживаем отвязку диагностических карт от полисов ОСАГО, как очень верный шаг для дальнейшего развития обеих отраслей. К сожалению, взаимозависимость ОСАГО и технического осмотра принесла слишком много проблем рынкам обязательной автогражданки и техосмотра. Среди прочих факторов можно отметить проблему недобросовестных посредников, предлагавших водителям купить диагностическую карту для заключения договора ОСАГО. Также нередко возникала ситуация, когда срок действия диагностической карты заканчивался только завтра, а страховой полис истекал уже сегодня. Водители могли заключить договор ОСАГО сегодня и фактически целый год ездить без актуальной диагностической карты, а значит, не проходить технический осмотр и нести потенциальную опасность.
Ещё один острый момент: недостаточное количество станций технического осмотра в некоторых населённых пунктах и целых регионах. У местных жителей просто не было возможности не только пройти проверку, но и приобрести ОСАГО, поскольку сделать одно без другого нельзя из-за взаимосвязи полисов и диагностической карты. Это достаточно серьёзная и даже острая проблема, ведь договор ОСАГО является публичным, и страховщик обязан его заключить при обращении потребителя. Соответственно, сдерживающие факторы не давали страховщикам качественно выполнять свои задачи, а водителям — своевременно приобретать ОСАГО. Наиболее серьёзной ситуация была в феврале 2021 года, когда все ждали вступления в силу новых правил техосмотра в марте 2021 года, подразумевающих ужесточение требований к процедуре ТО и состоянию самого транспортного средства. Соответственно, решение разорвать взаимозависимость покупки ОСАГО и прохождения процедуры техосмотра мы считаем абсолютно правильным решением.
Сама же процедура технического осмотра нужна и дальше должна развиваться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Прохождение ТО важно не только для обеспечения удовлетворительного технического состояния автомобиля, играющего важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения, но и для проверки уровня выбросов углекислого газа. Россия подписывала две международные конвенции: о дорожном движении и об экологической безопасности. Если мы откажется от процедуры техосмотра, полностью переведя её в добровольный вид, может получиться так, что показатель выброса углекислого газа резко вырастет, а ситуация на дорогах ухудшится. Если автомобилю 15–20 лет, а он не будет проходить техосмотр, поскольку его владелец не считает данную процедуру нужной, это очень плохо, ведь с возрастом у автомобилей возрастает вероятность технической неисправности. Уже сегодня многие операторы техосмотра приводят свои производственные базы в соответствие с новыми требованиями, чтобы обеспечить водителям возможность проходить процедуру без проблем.