Я в разводе, двое детей, отец один. Он работает не официально. На старшего ребенка получаю алименты по судебному приказу на руки, ип у приставов ранее было, затем приказ забрала. На младшего нет соглашений. При продлении сотрудники ппосят меня предоставить факты получения алиментов на старшего, а мне не чего, все деньги наличкой в руки. Отказывают, тк нет подтверждения. Правомерно ли это. Ведь в Пастоновлении 2330 сказано, что если исполнительного производства не возбуждено, но есть судебный приказ, то считают фактически поступившую сумму, которую указал заявитель. Про доказательства этого ничего не сказано. Правомерен ли отказ?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Телегин.
Законная возможность звонить родственникам должников, не являющимся созаёмщиками или поручителями, у коллекторов имеется только в случае наличия письменного согласия на это как самого должника, так и родственника. Данный вывод следует из ч. 5 ст. 4 Федерального закона N230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Условие о наличии письменного согласия родственника было внесено в данную норму Федеральным законом от 01.07.2021 N254-ФЗ. В предыдущей редакции закон требовал лишь, чтобы «третье лицо не выразило несогласия на осуществление с ним взаимодействия».
Несоблюдение же условий взаимодействия можно рассматривать как основание для привлечения коллекторов к административной ответственности по ч. 2 ст.14.57 КоАП РФ. Указанная норма описывает данное нарушение следующим образом: совершение юридическим лицом, включённым в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. За это нарушение предусмотрены следующие наказания: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 200 тысяч ₽ или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от 50 тысяч до 500 тысяч ₽ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Закон предоставляет право возбуждения дел об указанных административных правонарушениях должностным лицам Федеральной службы судебных приставов, а также прокурорам.