Заёмщики, впервые столкнувшись с невозможностью оплатить кредит или заём, иногда избегают диалога с банком или МФО. Одни дожидаются поступления зарплаты, другие надеются, что проблема решится сама собой.
Кредитная организация, не найдя возможности для диалога со своим заёмщиком, вынуждена будет действовать. Запускается процедура взыскания, в том числе с привлечением коллекторского агентства, подаётся иск в суд.
За период просрочки сумма задолженности увеличится. С первого дня после указанной в договоре даты возврата денег начинается начисление пени. Кроме того, задержки оплаты плохо сказываются на кредитной истории заёмщика.
Поэтому, чтобы одна проблема не повлекла за собой другие, заёмщику нужно в индивидуальном порядке решить проблему просрочки со своим кредитором.
Какие шаги следует предпринять заёмщику:
До возникновения просрочки или как можно быстрее обратиться в банк или МФО и сообщить о невозможности выполнить обязательства по договору.
Предоставить документальное подтверждение об утрате работы или постоянного источника дохода, болезни или приобретении инвалидности, других обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательств по договору.
Предложить план погашения задолженности исходя из текущих финансовых возможностей — график и суммы платежей. Выработать со своим кредитором оптимальный для обеих сторон механизм погашения долга.
Какие варианты выхода из ситуации можно обсуждать с МФО?
«Договориться» в индивидуальном порядке вполне реально. Вот какие варианты решений есть у заёмщика:
Если финансовые затруднения временные и вы готовы в ближайшие дни возобновить оплату займа, можно воспользоваться услугой пролонгации. За продление договора на определённый срок придётся заплатить. Как правило, оплачиваются проценты, начисленные на тело займа. Условия договора в течение периода пролонгации останутся неизменными. По его окончании задолженность погашается в полном объёме. Ограничения по количеству пролонгаций предусмотрены для займов сроком до 30 календарных дней.
Когда заёмщик не рассчитал свои финансовые возможности или внезапно потерял источники дохода, оптимальным вариантом станет реструктуризация. Это изменение условий действующего договора с целью снижения финансовой нагрузки на заёмщика. Компания может пойти на предоставление отсрочки платежа или согласовать погашение долга равными долями в определённые сроки. Не следует забывать, что на реструктуризацию компания соглашается с одной целью — предоставить заёмщику время, чтобы он решил свои финансовые проблемы и выполнил обязательства по договору займа в полном объёме.
Рациональным решением станет рефинансирование — погашение «проблемного» займа за счёт нового, оформленного на лучших условиях. Это означает, что заёмщик может оформить заём у нового кредитора с более «длинным» сроком погашения и меньшей процентной ставкой, тем самым снизив свою кредитную нагрузку.
Ответ эксперта
генеральный директор МКК Creditter
Заёмщики, впервые столкнувшись с невозможностью оплатить кредит или заём, иногда избегают диалога с банком или МФО. Одни дожидаются поступления зарплаты, другие надеются, что проблема решится сама собой.
Кредитная организация, не найдя возможности для диалога со своим заёмщиком, вынуждена будет действовать. Запускается процедура взыскания, в том числе с привлечением коллекторского агентства, подаётся иск в суд.
За период просрочки сумма задолженности увеличится. С первого дня после указанной в договоре даты возврата денег начинается начисление пени. Кроме того, задержки оплаты плохо сказываются на кредитной истории заёмщика.
Поэтому, чтобы одна проблема не повлекла за собой другие, заёмщику нужно в индивидуальном порядке решить проблему просрочки со своим кредитором.
Какие шаги следует предпринять заёмщику:
Какие варианты выхода из ситуации можно обсуждать с МФО?
«Договориться» в индивидуальном порядке вполне реально. Вот какие варианты решений есть у заёмщика: