logo
Ещё
24 апреля
231
Перевод с карты на карту
avatar
Спрашивает
Юрий Васильченко

Как вернуть деньги, если перевёл не туда?

Ответ эксперта

avatar

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

24 апреля

Есть как минимум три различных способа перевода средств, отвечают эксперты ББР Банка.

  1. Перевод со счёта плательщика по реквизитам (рубли, валюта) получателя с указанием БИК банка получателя, счёта получателя, наименования получателя, ИНН получателя, назначения платежа.
  2. Перевод по номеру телефона.
  3. Перевод по номеру карты.

В первом случае банк получателя, получив платёжную инструкцию, проверяет номер счёта и наименование получателя/ИНН получателя или другие реквизиты на соответствие. При наличии несоответствий сумма подлежит возврату или проводится расследование (до пяти рабочих дней при переводах в рублях и более долгий срок — в иностранной валюте). При проведении расследования банк получателя направляет в банк плательщика запрос на уточнение реквизитов. В случае получения уточнения сумма подлежит зачислению на счёт получателя, а если уточнение не было получено в срок расследования, то сумма подлежит возврату по реквизитам плательщика.

Во втором случае при осуществлении перевода плательщику до момента перевода выводятся реквизиты получателя, если к данному номеру телефона привязаны счета или карты клиента, обычно имя и первые буквы фамилии. В случае их подтверждения перевод осуществляется.

В третьем случае осуществляется только проверка действительности карты. Если банк получателя отличен от банка плательщика, то обычно никаких дополнительных реквизитов клиента получателя клиенту не выводится.

Таким образом, по ошибочным/недействительным реквизитам можно перевести только в первом случае, а во втором и третьем случае производится предварительная проверка на действительность карты или привязку номера телефона к банковским счетам.

Если под ошибочным переводом понимается перевод средств по правильным/действующим реквизитам, когда плательщик передумал или не должен был платить в пользу этого лица, то здесь уже всё зависит от получателя средств, так как денежные средства зачислены на счёт клиента получателя, и в большинстве случаев банки отказывают в возврате средств, ссылаясь на то, что средства находятся в распоряжении клиента получателя, предлагая связаться с клиентом. Хотя практически во всех договорах есть пункт о том, что банк имеет право списать ошибочно зачисленные на счета получателя денежные средства, но на практике это происходит крайне редко в связи с возможным наличием конфликта между плательщиком и получателем.

Банк России на это прямо указывает в Положении 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»: «Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банка, решаются без участия банков».

В случае ошибочной денежной транзакции первым делом эксперты ОТП Банка советуют позвонить в свой банк и запросить отмену операции. Банк вернёт деньги, если перевод ещё не был осуществлён. Если деньги поступили на чужой счёт, просто так отменить операцию, как уже было сказано, не получится. Тогда стоит попытаться установить контакт с получателем перевода и разъяснить ему возникшую ситуацию. Сделать это можно, например, найдя в чеке номер телефона (если оплата проведена по СБП). Существует вероятность, что пользователь согласится вернуть ошибочно полученные средства.

Если связаться напрямую не получилось, стоит обратиться в финансовое учреждение получателя (определить его можно по последовательности первых цифр карты), направить заявление об отмене операции и квитанцию, подтверждающую перевод. Банк может предложить своему клиенту вернуть сумму.

В ситуации, когда получатель отказывается добровольно произвести возврат, рекомендуется обратиться в мировой или городской суд, в зависимости от суммы транзакции (в первом случае она не должна превышать 50 тысяч ₽). Согласно российскому законодательству денежные средства, находящиеся на банковском счёте физического лица, признаются его личным имуществом, и их изъятие допустимо только с его согласия. Так что в случае ошибочного перевода и отказа получателя добровольно вернуть эту сумму необходимо обращаться с заявлением в суд.

Получателю ошибочного перевода стоит помнить, что пользоваться ситуацией не стоит, поскольку если пострадавший направит в банк заявление о возврате средств, поступившие деньги будут считаться необоснованным обогащением. В случае отказа в возврате денег по итогам расследования банка клиенту придётся по суду вернуть не только сумму перевода, но и компенсировать все расходы на судебные издержки. Ответчику даётся 7 суток для возврата средств.

⚡️ Читайте ответы экспертов на вопросы о деньгах, а также главные финансовые новости в телеграм-канале журнала Сравни.



Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Задайте вопрос нашему эксперту

Эксперты подробно ответят        на вопросы по финансами             и страхованию

Служба поддержки

Если ваш вопрос о работе Сравни, задайте его в чате приложения или позвоните — поможем разобраться
Эксперты, которые вам отвечают
1
avatar
Редакция Сравни

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

2
avatar
Елена Ушкова

редактор Сравни

4
avatar
Ольга Гогаладзе

экономист, эксперт по финансовым рынкам

5
avatar
Валентина Фомина

финансовый журналист

Все эксперты