Получила от СФР отказ по ПРИЧИНЕ: Наличие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, ежемесячного пожизненного содержания, вышедших в отставку судей, доходов, полученных за рубежом, в размере менее 4 МРОТ за расчётный период.
В протоколе указано: Период учёта доходов 01.04.2024-31.03.2025. Количество членов семьи 5 человек. Общий доход семьи 366 796.00. Среднедушевой доход семьи 6113.27. Правильно ли я понимаю, мне отказано, так как получается на каждого члена семьи доход 6113,27*12 месяцев=73 359,24 (менее 4 МРОТ 89 760)?
Ответ эксперта
руководитель Центра кредитования малого бизнеса МТС Банка
В большинстве случаев для получения значимых сумм финансирования необходимо предоставлять довольно большой пакет документов, зачастую включающий в себя управленческую отчётность. Поэтому одной из ключевых трудностей в получении кредитов для представителей малого бизнеса является сложность и трудоёмкость процедуры предоставления документов. При этом зачастую сами предприниматели, отрываясь на длительное время от бизнес-процессов, готовят необходимый для получения кредита пакет документов. Без помощи бухгалтеров или юристов в штате или на аутсорсинге.
Сегодня эта сложность решается благодаря развитию в банках экспресс-кредитования — быстрого предоставления предпринимателям кредитов с минимальным пакетом документов и без залога. Но, как правило, по таким технологиям предоставляются довольно ограниченные суммы финансирования и по более высоким процентным ставкам. Тем не менее в ситуациях, когда, например, срочно нужны средства на закупку товара, оплату аренды нового офиса или для выплаты заработной платы сотрудникам, а также в ряде других случаев поддержания текущей деятельности предпринимателям проще сэкономить время и свои ресурсы и при этом получить кредит с более лёгким процессом. Экспресс-кредиты также решают и другую ключевую проблему — отсутствие залога у многих представителей малого бизнеса.
Другой важной проблемой для бизнеса всегда было отсутствие внутреннего финансового учёта в тех объёмах и того качества, которого требуют банки во время кредитования на суммы от 5 миллионов ₽. Но сейчас эта проблема отходит на второй план, потому что банки внедряют передовые скоринговые инструменты и процедуры оценки заёмщиков, например, на основе программ Big Data. Кстати, эти же скоринговые процедуры оценки лежат в том числе в основе принятия решений по беззалоговым экспресс-кредитам и помогли им стать полезными предпринимателям.
Хочется отметить, что благодаря внедрению онлайн-касс в розничной торговле и сфере услуг этот сегмент стал более «понятен» для банков, хотя ранее был одним из наиболее непрозрачных с точки зрения кредитования. Теперь при принятии решений о кредите финучреждения могут полагаться на данные операторов фискальных данных, а предприниматели могут получать кредитные решения без лишней бумажной волокиты.
Однако, на мой взгляд, и у банков, и у предпринимателей, несмотря на все положительные изменения, по-прежнему остаётся одна общая проблема — малый бизнес в большинстве своём рассматривает кредитование как вынужденную необходимость. Хотя для финансистов очевидным является тот факт, что увеличение доли заёмного капитала в разумных пределах ведёт к увеличению отдачи на собственные вложенные средства — это закон финансовой математики (крупный бизнес традиционно положительно относится к наращиванию капитала за счёт заёмных средств). Непонимание этого закона ведёт к тому, что предприниматели не используют свои возможности для развития.
Текущий сложившийся уровень процентных ставок является приемлемым для большинства рыночных сегментов экономики и предполагает, что предприниматель в данном конкретном сегменте экономики будет зарабатывать прибыль после уплаты процентов, достаточную и для обеспечения подушки безопасности, и для развития. Хочется напомнить коллегам-банкирам: наша задача — не навязать кредит, а повысить уровень финграмотности клиента, чтобы он в том числе с помощью услуг банка стал более успешным бизнесменом. Когда предприниматель в ответ на предложение о процентной ставке скажет: «Дорого», то нелишним показать ему следующий простой пример: