Директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр»
ОСАГО может подешеветь только для некоторых групп автолюбителей, которые имеют соответствующие коэффициенты «бонус-малус», т.е. они и сейчас имеют скидки за безаварийную езду, но в дальнейшем эти скидки могут увеличиться. Сейчас за счёт «плоского» тарифа ОСАГО за автолюбителей, регулярно становящихся виновниками ДТП, платят аккуратные водители, в дальнейшем — при либерализации тарифа — выплаты за причинённый «лихачами» ущерб будут заложены в повышенную стоимость полиса для них.
Либерализация тарифов на страховые полисы охватила почти все страны Европы. И практика свободных тарифов показывает, что ценообразование на рынке страхования в таких случаях становится более справедливым. К тому же это не обязательно приводит к росту цен на полисы, иногда тарифы снижаются, а страховые компании в жёсткой конкурентной борьбе пытаются завоевать с помощью сниженной стоимости полиса новых потребителей.
эксперт Сравни по страхованию
С Юргенсом спорить не буду :) но вот моё житейское видение.
Страховые компании на сегодняшний день жалуются на убыточность по продукту ОСАГО в определённых регионах. Есть даже такое определение, как <токсичные/кислотные> регионы. Это регионы, где убыточность ОСАГО самая высокая. При этом она сложилась не из-за отсутствия мастерства управления у автолюбителей этих регионов, а из-за их союза и дружбы с так называемыми <автоюристами>, которые выкупают право пострадавшего на возмещение (суброгацию) и потом в судебном порядке заставляют платить страховые компании больше, но сами автолюбители, как правило, денег получают столько же, сколько получили бы, если бы страховая компания возместила им ущерб напрямую (как показала практика), остальное автоюрист забирает себе за <хлопоты>.
Я думаю, что ситуация будет развиваться следующим образом: в <токсичных> регионах поднимут базовую ставку или, например, увеличат коэффициент за наличие страховых случаев у автолюбителей и тем самым попробуют выровнять ситуацию с убыточностью, а после этого смогут снизить ставку. А в регионах, где ситуации с убыточностью в норме, могут понизить и базовую ставку, и увеличить скидку за безаварийное управление, чтобы привлечь себе в портфель <хороших> страхователей-автолюбителей снижением стоимости ОСАГО для них.
Ответ эксперта
финансовый журналист
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что может. К такому выводу эксперты пришли по итогам встречи с представителями Германского союза страховщиков (ГСС). На их рынке свободные тарифы ОСАГО действуют с 1 июля 1994 года. И из-за жёсткой конкуренции между страховыми компаниями тарифы в итоге существенно снизились. Так, в 1994 году средняя цена полиса составляла сумму, эквивалентную почти 300 евро. А после либерализации цена не поднималась выше 260 евро.
Как отмечают в РСА, в Германии, конечно, не развит «бизнес» криминальных автоюристов, тогда как в России именно этот фактор вызывал опасения, что либерализация на первом этапе вызовет резкий рост тарифов в регионах, где активны автоюристы и мошенники. Однако сейчас страховщики уже говорят о положительном эффекте, который оказывает на ситуацию приоритет натурального возмещения в ОСАГО. Это позволяет прогнозировать, что рост тарифов в проблемных регионах не будет столь значительным.
По словам президента РСА Игоря Юргенса, в условиях госрегулирования все водители платят за страховку усреднённую цену, а значит, плюс-минус одинаковую.
«При этом риск страховщика на таких водителей различается в разы, но установить соразмерную риску цену в условиях тарифного регулирования страховая компания не может. А это означает, что опытные и аккуратные водители вынуждены переплачивать за полис, компенсируя недоплату за риск со стороны молодых и аварийных водителей. Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально», — говорит Юргенс.
Он ожидает, что большая часть водителей будет платить меньше после либерализации тарифов, потому что скидкой за безаварийную езду сегодня пользуется 81% водителей.