аналитик ГК «ФИНАМ»
Сейчас цены на бензин в стране почти не зависят от стоимости нефти. Этого им не позволяет введённый с 2018 года для стабилизации внутреннего рынка топлива демпфирующий механизм. Когда нефть дорожала и стоимость бензина на внешних рынках росла вслед за ней, чтобы обеспечить стабильность и стимулировать производителей поставлять топливо на внутренний рынок, придумали так называемый демпфер, благодаря чему производители получали из бюджета часть разницы между внешней и внутренней ценой. Это помогло сдержать цены тогда, но это же не даёт им меняться и теперь, когда ситуация изменилась. Демпфирующий механизм действует в обе стороны, и когда цены на внешнем рынке становятся ниже, то уже нефтяные холдинги платят часть этой разницы в бюджет. Естественно, что она уже зашита в отпускных ценах и не даёт их сильно менять.
Конечно, конкуренцию между сетями АЗС никто не отменял, и, чтобы переманить у конкурента редеющих в условиях режима самоизоляции клиентов, заправки могут снижать цены. Но их возможности сильно ограничены — в пределах копеек на литр, максимум до рубля. К тому же, учитывая упавшие объёмы продажи топлива, автозаправки продолжают нести постоянные издержки по аренде, процентам, налогам, платить зарплаты, а также за свет и воду, только теперь делить эти расходы на меньшее количество продаваемых литров.
Цена бензина может снизиться, если правительство пойдёт на пересмотр параметров демпфирующего механизма. Однако оно вряд ли сейчас готово пойти на это. Из-за подешевевшей нефти бюджет теряет доходы от налогов и пошлин нефтяных компаний. Минфин не может отказаться ещё и от платежей по демпферу, когда нагрузка на бюджет растёт в связи с необходимостью бороться с эпидемией и поддерживать людей и бизнес.
редактор Сравни
Отвечает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.
В розничной цене бензина доля стоимости сырья не превышает 10–15%, причём за основу берётся рублёвая цена нефти, а не валютная, которая снизилась меньше по сравнению с мировой ценой, остальную стоимость бензина или дизельного топлива формируют государственный акциз, НДС, расходы НПЗ на переработку, транспортировку, а также прибыль трейдеров и операторов АЗС. Также нефтяники уплачивают демпфер, то есть специальный платёж государству, как разницу между экспортной ценой нефтепродуктов и российской. Сейчас стоимость нефтепродуктов на экспортных рынках невысока из-за низкого спроса в связи с карантином, поэтому демпфер относительно высокий.
Ответ эксперта
эксперт Национального центра финансовой грамотности
Россия является экспортёром нефти, поэтому падение нефтяных котировок невыгодно как нашей стране, так и любой российской нефтяной компании, занимающейся добычей. Здесь также следует учесть и снижение квоты на экспорт.
С другой стороны, спрос на бензин тоже упал по причине карантина, остановок производства и органичений в передвижении на автомобилях.
Если в такой ситуации снизить цены на бензин, то прибыль нефтяников и отчисления в бюджет упадут ещё больше. Поэтому цены на топливо могут только вырасти. Этому благоприятствует неэластичность спроса на данный товар (при уменьшении цены на бензин спрос на него практически не вырастет, что сократит прибыль).