Работаю в аптечной организации, принимала товар, по накладной и по факту пришло одинаковое количество товара, я расписалась за данный товар в накладной. При приёмке не обнаружила товара на 20 тысяч ₽, сообщила заведующей, сказали, что на складе товара нет и водители всё отгрузили, хотят недостачу повесить на меня, ссылаясь на то, что поставщик не расписался в нашем журнале, как быть в данной ситуации?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Даже если работник расписался в товарной накладной, что груз принял, а потом обнаружилась недостача товара, он материальной ответственности за это не не несёт.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере причинённого ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу. Таким образом, материальная ответственность сотрудника в рамках трудовых отношений наступает, если имущество было ему передано работодателем (а не сторонней организацией) по разовому документу (например, расписке или акту приёма-передачи). Приёмка сотрудником груза по товарной накладной не является основанием для признания его материально ответственным лицом и взыскания с него суммы недостачи.
Руководитель должен проверить правильность оформления документов всеми сторонами, обратиться с претензией к поставщику. Тот, в свою очередь, проведёт служебное расследование. Если в процессе задействован экспедитор, он тоже должен будет проверить, что реально принимал к перевозке и за что расписывался.
Проверка качества и количества поставленного товара часто осуществляется не в момент подписания накладной, а уже после вскрытия товарной упаковки на складе. Акт приёмки составляется отдельно от накладной. Именно в нём фиксируются претензии по количеству недопоставленного товара, которые предъявляются поставщику.