Куда жаловаться на МФО

Нередко микрофинансовые организации в попытке вернуть свои деньги заходят дальше, чем разрешено законом – посылают жестко действующих коллекторов, накручивают штрафы до невероятных размеров, звонят по ночам. Кроме того, рынок МФО – не самый благонадежный, клиент какой-нибудь небольшой микрокредитной компании может внезапно обнаружить, что договор был составлен с лазейками, позволяющими МКК забрать намного больше денег, чем предполагалось изначально. Во всех этих случаях, как и во многих других, клиенту нужно защищаться, и лучший способ – жалобы в различные инстанции, которые могут «усмирить» разбушевавшуюся кредитную компанию предупреждением, предписанием или заведением административного дела. Ниже мы расскажем, куда жаловаться на микрофинансовую организацию и как это делать.

Содержание
Скрыть
  1. Основания для жалобы на МФО
    1. Как правильно составить жалобу?
      1. Куда отправить жалобу?
        1. Центробанк
        2. Роспотребнадзор
        3. В прокуратуру
        4. Финансовый омбудсмен
        5. ФССП
        6. ФАС
      2. Когда не стоит подавать жалобу?

        Основания для жалобы на МФО

        Для начала проясним: если вы брали микрокредит в МКК, и не вернули его, организация имеет законное право действовать – звонить вам и напоминать про долг, начислять пеню, подавать в суд. Все законно – заемные деньги нужно возвращать. Основания для жалобы появляются тогда, когда микрокредитная компания выходит за рамки закона либо при истребовании долга, либо при заключении договора. Весомые причины для жалобы:

        • у МКК нет лицензии на выдачу микрокредитов;
        • организация размещает на своем сайте или в офисе неверные или вводящие в заблуждение данные о своих предложениях (или вообще ничего не размещает);
        • МФО препятствует возвращению долга, чтобы накрутить штраф;
        • компания использует запрещенные способы возврата денег – раскрывает ваши личные данные, передает без вашего согласия права на кредит коллекторам;
        • годовая процентная ставка по кредиту сроком до года превышает 365%;
        • вам оформили микрозайм с обеспечением в виде залога недвижимости;
        • сумма штрафа + просрочки превысила двукратный размер тела минизайма;
        • с вас взяли дополнительные деньги без вашего ведома – за реструктуризацию, например;
        • микрофинансовая организация без вашего согласия изменила условия договора после того, как он был заключен;
        • сотрудники МКК или коллекторы звонят слишком часто или делают это в запрещенное время;
        • МФО игнорирует вашего адвоката и продолжает вам звонить;
        • коллекторы оказывают психологическое давление, угрожают или делают что-либо, что наносит вам вред.

        Как видите, причин для жалобы – много. Разберемся, как ее составить и куда отправить.

        Как правильно составить жалобу?

        Простой совет: если собрались подать жалобу в какую-то государственную организацию, свяжитесь с ней по телефону/через интернет/лично и попросите форму для жалобы. Это повысит шансы на быстрое рассмотрение.

        В целом в жалобе должна быть следующая информация: куда и кому вы ее направляете (чтобы узнать, кому направлять, свяжитесь с госорганизацией), кто вы и где вы проживаете, когда и у какой микрофинансовой организации вы брали микрокредит, на какую сумму и под какой процент, когда нужно было вернуть, сколько насчитали задолженности, что МФО делала для возврата долга, в чем состоит суть жалобы. Желательно еще указать номер договора с МКК. Заодно оставьте свои контактные данные, чтобы вам сообщили результат рассмотрения обращения.

        Образец

        Образец жалобы в ЦБ на МФО выглядит так:


        Кстати, обратите внимание на самый нижний абзац – жалоба в Центробанк на микрофинансовую организацию имеет очень мало шансов на рассмотрение, если к ней не приложены договоры и платежные документы.

        Жалоба в Роспотребнадзор:


        Куда отправить жалобу?

        Как оформить – разобрались. Теперь разберемся, в какую государственную организацию нужно обращаться при различных нарушениях.

        Центробанк

        Жалоба в ЦБ на МФО имеет смысл тогда, когда:

        • у микрофинансовой организации нет разрешения на выдачу микрозаймов;
        • проценты по кредиту – слишком большие для рынка;
        • данные о вашем выплаченном микрокредите не занесли в БКИ;
        • МФО нарушила правила возврата долга – раскрыла кому-то вашу личную информацию, к примеру;
        • ставка превышает 1% в день, при этом кредит выдается на срок до года;
        • штраф и просрочка превысили максимально допустимую по закону сумму;
        • вас не уведомили о полной стоимости кредита – всплыли скрытые комиссии;
        • условия договора внезапно изменились без вашего ведома.

        Жаловаться в Центробанк – очень эффективно, при наличии у МКК серьезных нарушений ЦБ может лишить ее лицензии, а если ее не было – подать документы в суд или помочь вам это сделать. Подать жалобу онлайн можно здесь: https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint

        Роспотребнадзор

        Микрозайм – потребительский, поэтому некоторые нарушения от микрофинансовых организаций попадают под юрисдикцию Роспотребнадзора. Какие именно:

        • в договоре нет пункта о том, что вы не разрешаете передавать свою задолженность сторонним организациям (коллекторам);
        • компания взимает комиссию за бесплатные вещи – отказ от страховки и пролонгацию;
        • вам не предоставили полную информацию о способах погашения минизайма.

        Жаловаться в Роспотребнадзор можно через интернет, здесь: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/

        В прокуратуру

        Писать жалобу в прокуратуру нужно тогда, когда коллекторы или представители микрокредитной компании угрожают вам и вашим близким, звонят ночью, «подкарауливают» вас на улице и так далее. Перед тем, как составлять жалобу, обязательно узнайте у коллекторов, в какой организации они работают – это ускорит процесс. Желательно узнать и фамилию-имя-отчество конкретных надоедающих вам сотрудников, но эту информацию выдаст далеко не каждый коллектор.

        Финансовый омбудсмен

        Финансовый омбудсмен – это практика, недавно появившаяся и активно развивающаяся в России. Суть: омбудсмен – это юрист, решающий денежные вопросы в досудебном порядке. Причины для обращения – те же, что и для Центробанка. Отличие омбудсмена от суда и ЦБ заключается в следующем:

        1. Он решает финансовые споры быстрее, чем суд – в течение 15-30 дней, в то время как судебная тяжба может длиться месяцами.
        2. Вам не нужно быть юридически подкованным – можно объяснить проблему своими словами, юридическую составляющую возьмет на себя омбудсмен.

        Таким образом, финансовый омбудсмен решает и проблему клиента с наймом адвоката, и проблему судов с высокой загруженностью. Чтобы подать жалобу, найдите омбудсмена и напишите к нему обращение в вольной форме.

        ФССП

        Федеральная служба судебных приставов следит за тем, чтобы взыскание долга проходило по закону. В ФССП можно обратиться, если есть следующие нарушения:

        • микрокредитная организация звонит или пишет по поводу долга вашим родным, хотя вы не давали на это согласия;
        • МКК нарушает правила количества или времени звонков: звонит больше раза в сутки/2 раз в неделю/8 раз в месяц, звонит ночью;
        • вам названивает МФО или коллекторы, хотя вы наняли адвоката, через которого должна происходить связь;
        • коллекторы угрожают физической расправой или огромными штрафами.

        Написать в ФССП онлайн можно здесь: http://fssprus.ru/form/

        ФАС

        Федеральная Антимонопольная Служба может заинтересоваться микрофинансовой организацией в том случае, если последняя нарушает законы о рекламе. Основных нарушений – 2: МФО рекламирует себя, хотя ее нет в реестре Центробанка, и предложение организации, размещенное на сайте, не соответствует действительности (в договоре написано другое). Написать в ФАС можно здесь: https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas

        Когда не стоит подавать жалобу?

        Можно выделить 2 основных случая, когда не стоит обращаться с жалобой в серьезные структуры:

        1. Микрофинансовая организация ничего не нарушила.
        2. Вы хотите попытаться мирно урегулировать спор.

        В первом случае вы зря потратите свое время – ответ от государственной организации может прийти через месяц, и он вам ничего не даст (а пеня за это время увеличится). Во втором случае лучше написать письмо непосредственно в МФО, а не в ЦБ или прокуратуру – если госструктура придет в микрокредитную организацию с проверкой по вашей наводке, о мирном урегулировании конфликта можно будет забыть.