Эмпатия – один из ключевых аспектов создания крепких позитивных отношений, обеспечения эмоциональной безопасности и ментального здоровья. Но многие не придают ей значения или путают с иными психическими свойствами, например, с идентификацией. Поэтому углубимся в суть понятия, рассмотрим характеристики, полезные эффекты и способы развития эмпатии.
Эмпатия – это врождённая способность воспринимать и сопереживать эмоциональному состоянию окружающих людей, как правило, сочетающаяся со стремлением позаботиться об их благополучии. Она не ограничивается выражением только положительных реакций, как это часто считается; она проявляется через сострадание, беспокойство, грусть…
Эмпатия развивается в контексте родительской заботы, родственных отношений. Эмпатические реакции проявляются в раннем возрасте и не являются автоматическими, скорее, они преобразуются под контролем межличностных и контекстуальных факторов, которые влияют на поведение и познание. Но механизмы их формирования весьма гибкие и подчиняются вмешательствам со стороны социума – близких знакомых семьи, сверстников, воспитателей, учителей и пр.
Эмпатия – это полезный социальный навык, один из важнейших аспектов построения крепких отношений, основанных на взаимном уважении и доверии. Если выразиться образно, то она является мостом между Вами и Вашим партнёром (собеседником): обеспечивает эмоциональную связь.
Развитая эмпатия способствует:
Говоря об эмпатии, важно отличать её от идентификации – отождествления с человеком. Эти психические процессы схожи – в их основе лежит способность воспринимать эмоциональное состояние партнёра. Но если эмпатия означает понимание эмоций и сопереживание с сохранением своей индивидуальности, то идентификация – это подражание, «вживание» в роль партнёра.
Например, если ребёнок эмпатизирует матери в случае её ссоры с отцом, то он понимает причины её раздражения и пытается быть заботливым; а если идентифицирует себя с ней – начинает злиться на отца.
Рассмотрим различия в этих понятиях более подробно.
Аспект |
Эмпатия |
Идентификация |
Определение |
Понимание, разделение чувств/ состояния партнёра при сохранении своей индивидуальности |
Отождествление, видение себя в партнёре, ощущением таких же эмоций |
Механизм |
Психологический резонанс – согласованность эмоционального опыта – с партнёром без утраты своего мнения |
Эмоциональное слияние с партнёром, проявляющееся размыванием границ своей личности, часто утратой своего мнения |
Поведение |
Проявление сочувствия, стремление позаботиться о партнёре |
Копирование эмоций, подражание партнёру |
Уровень осознания |
Предсознательный – осознаваемый при фокусировке внимания – процесс |
Бессознательный процесс |
Идентификация, бесспорно, имеет преимущества. Так, в раннем возрасте она помогает усваивать социальные нормы, роли, поведенческие модели; во взрослом – быстро и безболезненно адаптироваться к незнакомой социальной среде, преодолевать эмоционально сложные отношения. Но её следует рассматривать, как вспомогательный, а не основной механизм, т.к. отождествление себя с партнёром со временем приводит к утрате своей индивидуальности и кризису личности.
Как всякие способности, эмпатия имеет несколько степеней развития. В частности, исследователи в области современной психологии выделяют:
Некоторые исследователи также выделяют сострадательную эмпатию, которая характеризуется стремлением к действию – непосредственно эмоциональной поддержкой, заботой. В действительности, на каждом уровне человек пытается проявить участие по мере возможности – просто быть рядом с партнёром, успокоить его словесно или оказать реальную помощь.
Иногда эмпатию классифицируют на низкую, среднюю, высокую. Но фактически эта градация не отличается от вышеописанной: по мере повышения уровня человек острее чувствует эмоции партнёра.
Эмпатия чрезвычайно важна для эффективной коммуникации и, соответственно, личного благополучия и профессионального роста. И её можно развивать!
Есть несколько эффективных методов тренировки эмпатии:
Главное – стремитесь больше анализировать слова, поступки окружающих и собственные.
Эмпатия является врождённой способностью, и развивать её следует с раннего детства. Однако методы нужно выбирать в зависимости от возраста ребёнка.
Возраст |
Способность к эмпатии |
Методы развития эмпатии |
Младше 3 лет |
Минимальная – ребёнок не может сопереживать, но уже учится распознавать и имитировать эмоции |
Обеспечение прочной эмоциональной связи – проявляйте эмоции согласно ситуации, откликайтесь на эмоции ребёнка |
3-4 года |
Низкая – способность реагировать на чувства окружающих и сопереживать им только начинает формироваться |
Демонстрация опыта сопереживания со стороны родителей, игры на распознавание эмоций сказочных персонажей и их обсуждение с ребёнком, поощрение заботы в отношении близких или питомцев |
4-6 лет |
Активное развитие эмпатии, в т.ч. в рамках социальной среды |
Упражнения на распознавание эмоций сказочных персонажей и их обсуждение, создание социальных ситуаций взаимодействия и помощь в решении конфликтов/ общих проблем |
6-11 лет |
Средняя – ребёнок понимает эмоции, реагирует на них и проявляет сострадание, но этот навык пока не устойчив. Формируется связь эмпатии с социальными нормами, нравственными ценностями |
Комплексный подход – совместные игры и взаимодействие со сверстниками, анализ ситуаций и моделей поведения при непосредственном участии родителей, педагогов, личный пример взрослых |
11-14 лет |
Осознание себя частью коллектива и, соответственно, формирование мотиваций, ориентированных на взаимопомощь. Осознание и учёт чувств окружающих людей |
Обсуждение и анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения, развитие навыков активного слушания, создание атмосферы взаимопонимания в семье |
14-17 лет |
Эмпатия становится когнитивным компонентом – подросток может понять внутренний мир другого человека без утраты своей индивидуальности |
Обсуждение и анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения, поощрение навыков активного слушания, обучение эффективному взаимодействию в коллективе, коррекция эмоциональных отклонений (тревожности). |
Эмпатия – это залог прочных межличностных отношений, основанных на взаимопонимании, взаимоуважении. Её развитие способствует улучшению навыков эффективного общения, сотрудничества в коллективе, личностного роста и эмоционального благополучия.
Низкий уровень эмпатии обуславливается или психологическими, или биологическими факторами. В первом случае причинами могут послужить отсутствие примера эффективного эмпатического поведения в раннем возрасте, негативные установки, стресс, эмоциональное выгорание; во втором – нарушения в работе нервной системы, в т.ч. вызванные травмами.
Эмпатию можно развивать. Прежде всего, тренируйте навык активного слушания, получайте опыт взаимодействия с окружающими, анализируйте поведение людей в контексте ситуаций.
К выгоранию приводит эмпатия высокого уровня, т.к. человек глубоко переживает из-за близких ему людей, всеми силами старается заботиться о них.
Важно сохранять эмоциональные границы, заботиться о собственном психическом здоровье.
Эмпатия – ощущение связи с окружающими и умение сопереживать им – залог эффективного общения и психического благополучия человека. К сожалению, не все обладают такой способностью в полной мере, но её можно развивать. Практикуйте активное слушание, общайтесь и анализируйте коммуникации, в которых участвует. Тогда Вы сможете лучше понять и окружающих людей, и себя; научитесь выстраивать, укреплять эффективные отношения.