logo
Ещё

Дашборд

Дашборд, или информационная панель, – полезный инструмент профессионалов во многих областях. Он позволяет отслеживать ключевые показатели по проекту/ бизнесу, что обеспечивает оперативный отклик на нежелательные изменения и принятие эффективных решений.

Разберёмся подробнее, как устроены такие панели и как использовать их потенциал.

Что такое дашборд

Слово ‘dashboard’ в переводе с английского языка означает «приборная панель». К примеру, речь может пойти о панели автомобиля, показывающей важные параметры – заряд аккумулятора, запас топлива, скорость и пр. Но это понятие также используется в бизнесе и по своей сути не отличается.

Дашборд – это тип графического пользовательского интерфейса, отображающий на одном экране важные сведения, относящиеся к определённой цели/ процессу. Простыми словами, это информационная (мониторинговая) панель, в которой собраны важнейшие показатели, позволяющее быстро оценивать состояние бизнеса, фиксировать изменения, принимать управленческие решения.

Зачем нужен дашборд

Основная задача мониторинговой панели – упростить восприятие сложной информации путём объединения ключевых показателей эффективности (KPI) и метрик и представления их в простой форме – как правило, в виде графики (таблиц, всевозможных диаграмм, картограмм, временных шкал и пр.)

Эффективная, грамотно спланированная панель :решает несколько задач

  1. Обеспечивает оперативный мониторинг состояния бизнеса/ бизнес-процессов. Пользователь имеет возможность видеть ключевые показатели, обновляемые в реальном времени.
  2. Улучшает процесс принятия решений. Дашборд представляет обзор критически важных показателей, позволяя быстро выявлять тенденции, фиксировать изменения и принимать меры по предотвращению негативных последствий.
  3. Повышает производительность, экономит ресурсы. Сотрудником разных отделов не нужно тратить время на всестороннее изучение отчётов, вместо этого они могут быстро оценить общее состояние бизнеса/ бизнес-процесса и сосредоточиться на решении стратегических задач.
  4. Способствует более продуктивному сотрудничеству между отделами/ командами. Информационной панелью могут пользоваться одновременно множество специалистов, и это обеспечивает согласованность действий между ними.

Как работает дашборд

Мониторинговая панель отображает ключевые показатели эффективности (KPI) и метрики, обновляемые непрерывно. Сведения собираются из разных источников – электронных таблиц или баз.

Опишем, как это работает на практике:

  1. В одной из систем компании произошло событие, например, в производственном цехе машиностроительного завода сломался токарный станок.
  2. Автоматизированная система сбора информации фиксирует изменения и перенаправляет в IT-инфраструктуру компании — в хранилища, аналитические системы или ERP.
  3. Информационная панель считывает новые сведения и обновляется согласно программным установкам с заданной периодичностью или в режиме реального времени. На экране отображается актуальная информация.

Важно понимать, что дашборд не заменяет систему учёта, а служит инструментом анализа и оперативного мониторинга ключевых показателей.

Кто создает дашборды

В проектировании информационных панелей участвуют разные специалисты в зависимости от сложности и наличия особых требований. В частности, привлекаются:

  1. Бизнес-аналитики. К кругу их задач относятся постановка главной цели, сбор требований и формирование технического задания. Также они принимают участие в выборе ключевых метрик, описании логики их систематизации и отображения.
  2. UX/UI-дизайнеры. Они непосредственно проектируют интерфейс, определяют элементы управления и сценарии эффективного использования панели.
  3. Программисты. Их задача – программирование панели в соответствии с техническим заданием, подключение источников информации и настройка функционала.
  4. Тестировщики. Они проверяют корректность работы дашборда.

Как создать дашборд

Современные панели мониторинга становятся всё более сложными, тем не менее, это не влияет на процесс разработки. При наличии эффективных инструментов, знаний и навыков относительно просто организовывать cведения и создавать высокоэффективные интерфейсы.

Разработка включает ряд последовательных этапов.

Шаг 1. Определите цель

Первый обязательный этап в создании панели мониторинга – это постановка цели. Именно она определяет, какие сведения нужно включить и как их правильно визуализировать.

Чтобы описать цель, ответьте на несколько вопросов:

  • кто станет основными пользователями панели?
  • какие ключевые показатели интересуют пользователей?
  • как представленные показатели улучшат восприятие/ интерпретацию информации?

Шаг 2. Определите источники информации

Эффективность информационной панели зависит от качества информации, которую она представляет. Сведения должны быть точными, актуальными и соответствующими цели. На этом этапе Вам уже следует понимать, что именно представить на панели – ключевые показатели эффективности (KPI), показатели продаж по категориям (менеджеру, типу товара) и т.п.

Вероятно, Ваша информация уже структурирована и хранится в определённых хранилищах. Теперь постройте модель данных – определите источники (например, электронные таблицы, БД и пр.), выделите нужные информационные блоки и решите, каким способом извлекать сведения. Так, если Вам нужно спроектировать панель мониторинга по результатам продаж, то, вероятно, основным источником станут файлы электронных таблиц, в которых хранятся отчёты или статистика.

Шаг 3. Спроектируйте макет

Макет панели содержит только те информационные блоки, которые строго отвечают целям. Его главные характеристики – логичная, интуитивно понятная и адаптивная (настраиваемая) структура.

Определите взаимное расположение ключевых показателей/ метрик в соответствии с правилом «перевёрнутого треугольника» – наиболее важные, фундаментальные сведения укажите в верхней части, описание тенденций – в середине, подробные пояснения – снизу. Сгруппируйте элементы по общим признакам, установите между ними чёткую иерархию.


Кроме того, сразу определите стили, цветовую схему, шрифты, чтобы обеспечить позитивное и цельное восприятие информации пользователями.

Создайте прототип/ эскиз панели и согласуйте его непосредственно с заказчиком.

Шаг 4. Разработайте панель

После разбора всех аспектов и согласования макета, начинается разработка – основной и наиболее трудоёмкий этап. Задача программистов заключается в том, чтобы реализовать панель в соответствии со строго определёнными требованиями и схемой.

Прежде всего, выберите способ разработки – программирование «с нуля» или с применением специализированных приложений. Последовательной создайте интерфейс, алгоритмы расчёта ключевых показателей/ метрик, оптимизируйте производительность и подключите источники информации. По завершении подготовьте справочные материалы/ инструкции по использованию панели.

Шаг 5. Протестируйте и усовершенствуйте панель

Тестирование – не менее важный этап. Оно позволяет проверить программный продукт на соответствие ожиданиям пользователей, выявить скрытые проблемы и оперативно устранить их.

Предоставьте информационную панель и инструкции по её применению целевым пользователям на несколько недель. Предоставьте формы отчётов, которые они должны заполнить по результатам работы с ней; важно, чтобы они описали и технические ошибки, и общее впечатление. На базе собранных сведений скорректируйте макет и/ или программные недочёты.

Инструменты для создания дашбордов – обзор

Проектирование мониторинговых панелей – по своей сути не сложный, но трудоёмкий процесс. Сначала Вам нужно собрать, систематизировать и проанализировать информацию, только после этого визуализировать. Чтобы упростить решение этих задач, созданные специализированные инструменты.

Если Вы делаете первые шаги в области разработки панелей, или Ваш проект имеет небольшие масштабы, то рассмотрите базовые приложения:

  1. Microsoft Excel – наиболее распространённый бесплатный инструмент анализа информации и создания панелей мониторинга. Здесь Вы можете самостоятельно проектировать таблицы, которые позволяют агрегировать, систематизировать, фильтровать статистические и расчётные сведения. На базе сводных таблиц строятся интерактивные панели; в Вашем распоряжении – широкий спектр графических инструментов, в т.ч. линейных, столбчатых, круговых графиков и пр.

    В программе можно настроить автоматическое обновление дашборда при корректировке сведений таблиц или защитить определённые элементы от изменений.

  2. Google Sheets, или «Google Таблицы», – это web-альтернатива приложения Excel, которая фактически содержит от же базовый функционал. Здесь можно создавать управляемые таблицы и на их основе проектировать интерактивные панели.

    Программа имеет простой и эффективный интерфейс, имеет облачное хранилище, обеспечивает совместную работу нескольких лиц над проектом. Она интегрируется с прочими сервисами Google, например, Google Looker, Google Analytics и Google Ads; это существенно расширяется Ваши возможности анализа и визуализации информации.

  3. Google Looker (ранее – Google Data Studio) – облачный инструмент разработки интерактивных отчётов и мониторинговых панелей. Возможно создание проекта «с нуля» или на основе шаблонов, классифицированных по источникам данных.

    Программа Google Looker предлагает широкий выбор типов визуализации, гибкие настройки элементов и стилей, создание вычисляемых полей. Данные, представленные на панели, переопределяются автоматически при обновлении источников информации. Есть функция настройки совместной работы над проектом.

Приложения для создания дашбордов

Помимо базовых, есть и более сложные, профессиональные инструменты – системы бизнес-аналитики (BI-системы). Они позволяют работать с большими объёмами информации и качественно визуализировать аналитические отчёты. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Приложение

Простота/ сложность использования

Число интеграций

Редактор

Бесплатный тариф

Стартовая цена

Microsoft Power BI

Плавная кривая обучения, подходит новичкам без опыта в области аналитики и визуализации информации

110+

Drag-and-drop

Есть

от $14 в месяц

Tableau

Плавная кривая обучения, подходит и новичкам, и профессионалам

80+

Drag-and-drop

Нет

от $35 в месяц

Tableau Public

Плавная кривая обучения

80+

Drag-and-drop

Есть

Бесплатно

Klipfolio

Крутая кривая обучения, требуется техническая настройка

130+

WYSIWYG

Нет

от $80 в месяц

Geckoboard

Умеренная кривая обучения, обеспечивает освоение функций «от простого к сложному»

90+

Виджеты

Нет

от $60 в месяц

Visiology

Плавная кривая обучения, интерфейс ориентирован на ориентированы на пользователей Power BI, в т.ч. поддерживает язык DAX

Не указано

Виджеты

Нет

от 3750 ₽ в месяц

Что почитать и посмотреть по теме

Чтобы разработать эффективную панель, важно учитывать множество аспектов – правила отбора показателей, создание структуры метрик, типы визуализации и пр. Разобраться с этим придётся на опыте, но на начальном этапе полезно изучать специализированную литературу, экспертные материалы.

Среди книг можно выделить такие популярные варианты:

  • «Анализ и визуализация данных», Калинина С.Д.;
  • «Заставьте данные говорить: руководство по визуализации данных», Колоколов А.;
  • «Визуализация данных при помощи дашбордов и отчетов в Excel», Куслейка Д.;
  • «Магия Excel для непрограммистов», Фрагейл Т.;
  • «Визуализация данных для профессионалов», Эбботт Д.;
  • «Искусство визуализации в бизнесе», Яу Н.

Также рекомендуется обучаться проектированию панелей по видео – в интернете можно найти множество образовательных курсов, подкастов и отдельных уроков.

Преимущества и недостатки дашбордов

При использовании эффективных инструментов разработки, грамотно спланированной структуре информации, панели мониторинга обеспечивают Вам ценные преимуществ; к ним относятся:

  • мгновенная оценка состояния бизнеса/ прогресса по проекту;
  • экономия времени, ресурсов за счёт автоматизации сбора сведений и составления отчётов;
  • улучшение коммуникации в командах, между отделами.

Несмотря на весомые преимущества информационных панелей, процесс их разработки, интеграции в бизнес сопровождается некоторыми проблемами. Часто они очевидны с самого начала, но с некоторыми Вы можете столкнуться намного позже, уже после внедрения инструмента.

К недостаткам дашбордов относятся:

  • сложность учёта требований пользователей;
  • большие затраты на разработку, особенно, в рамках масштабных проектов;
  • рост рисков нарушения конфиденциальности информации.

FAQ

Что такое дашборд простыми словами?

Дашборд, или информационная панель, – это цифровой интерфейс, в котором на одном экране собраны ключевые показатели эффективности (KPI) и метрики, характеризующие состояние бизнеса/ проекта.

Зачем нужна информационная панель?

Информационная панель используется в целях мониторинга ключевых показателей эффективности (KPI), тенденций бизнеса или прогресса проекта.

Чем отличается информационная панель от отчёта?

Панель отображает ключевые показатели компании/ проекта, но не заменяет отчёт. Она содержит только самые важные сведения, обновляемые непрерывно (или с заданной периодичностью). Отчёт же отображает более обширную статичную информацию, требующую глубокого изучения.

Кто пользуется дашбордом?

Дашборд – инструмент профессионалов, работающих с большими объёмами информации. Он используется такими специалистами как:

  • руководители/ топ-менеджеры: в целях оперативного мониторинга финансовых показателей бизнеса/ проекта, оценки производительности, планирования;
  • аналитики: в целях мониторинга ключевых показателей, выявления тенденций;
  • маркетологи/ таргетологи: в целях оценки эффективности рекламных кампаний, анализа трафика и поведения целевой аудитории;
  • HR-специалисты: в целях отслеживания текучести кадров, KPI сотрудников, отпусков, стажировок.

Дашборд может быть полезен и иным специалистам из разных сфер – бизнеса, финансов, информационных технологий (IT), науки и пр.

Какие виды дашбордов существуют?

Дашборды отличаются в зависимости от цели, содержания, способа применения. В целом их принято классифицировать в 3 категории:

  1. Операционные – отображающие показатели текущих процессов, что позволяет оставаться в курсе событий и оперативно реагировать на нежелательные изменения. Например, операционная панель может фиксировать показатели производства, статусы заказов и пр.
  2. Аналитические – отображающие исторические сведения, что позволяет исследовать тенденции, выявлять закономерности. Например, аналитическая панель может содержать показатели продаж за последний квартал, метрики поведения клиентов, графики трендов и пр.
  3. Стратегические – отображающие важнейшие ключевые показатели на разных уровнях – в рамках проекта, компании, рынка. Помогает отслеживать прогресс в реализации долгосрочных задач и планировать будущее. Например, стратегическая панель может содержать обзор финансовых результатов или показатели роста компании, долю на рынке и пр.

Вывод

Панель мониторинга, отображающая ключевые показатели эффективности (KPI) и метрики в рамках бизнеса/ проекта/ отдельных процессов, позволяет Вам непрерывно отслеживать ситуацию и принимать обоснованные решения. Но чтобы такая панель была полезной, важно правильно спроектировать интерфейс и структуру информации – ожидается, что посмотрев на экран, пользователь в течение всего нескольких секунд правильно оценит состояние параметры и скорректирует свою работу.