Дашборд, или информационная панель, – полезный инструмент профессионалов во многих областях. Он позволяет отслеживать ключевые показатели по проекту/ бизнесу, что обеспечивает оперативный отклик на нежелательные изменения и принятие эффективных решений.
Разберёмся подробнее, как устроены такие панели и как использовать их потенциал.
Слово ‘dashboard’ в переводе с английского языка означает «приборная панель». К примеру, речь может пойти о панели автомобиля, показывающей важные параметры – заряд аккумулятора, запас топлива, скорость и пр. Но это понятие также используется в бизнесе и по своей сути не отличается.
Дашборд – это тип графического пользовательского интерфейса, отображающий на одном экране важные сведения, относящиеся к определённой цели/ процессу. Простыми словами, это информационная (мониторинговая) панель, в которой собраны важнейшие показатели, позволяющее быстро оценивать состояние бизнеса, фиксировать изменения, принимать управленческие решения.
Основная задача мониторинговой панели – упростить восприятие сложной информации путём объединения ключевых показателей эффективности (KPI) и метрик и представления их в простой форме – как правило, в виде графики (таблиц, всевозможных диаграмм, картограмм, временных шкал и пр.)
Эффективная, грамотно спланированная панель :решает несколько задач
Мониторинговая панель отображает ключевые показатели эффективности (KPI) и метрики, обновляемые непрерывно. Сведения собираются из разных источников – электронных таблиц или баз.
Опишем, как это работает на практике:
Важно понимать, что дашборд не заменяет систему учёта, а служит инструментом анализа и оперативного мониторинга ключевых показателей.
В проектировании информационных панелей участвуют разные специалисты в зависимости от сложности и наличия особых требований. В частности, привлекаются:
Современные панели мониторинга становятся всё более сложными, тем не менее, это не влияет на процесс разработки. При наличии эффективных инструментов, знаний и навыков относительно просто организовывать cведения и создавать высокоэффективные интерфейсы.
Разработка включает ряд последовательных этапов.
Первый обязательный этап в создании панели мониторинга – это постановка цели. Именно она определяет, какие сведения нужно включить и как их правильно визуализировать.
Чтобы описать цель, ответьте на несколько вопросов:
Эффективность информационной панели зависит от качества информации, которую она представляет. Сведения должны быть точными, актуальными и соответствующими цели. На этом этапе Вам уже следует понимать, что именно представить на панели – ключевые показатели эффективности (KPI), показатели продаж по категориям (менеджеру, типу товара) и т.п.
Вероятно, Ваша информация уже структурирована и хранится в определённых хранилищах. Теперь постройте модель данных – определите источники (например, электронные таблицы, БД и пр.), выделите нужные информационные блоки и решите, каким способом извлекать сведения. Так, если Вам нужно спроектировать панель мониторинга по результатам продаж, то, вероятно, основным источником станут файлы электронных таблиц, в которых хранятся отчёты или статистика.
Макет панели содержит только те информационные блоки, которые строго отвечают целям. Его главные характеристики – логичная, интуитивно понятная и адаптивная (настраиваемая) структура.
Определите взаимное расположение ключевых показателей/ метрик в соответствии с правилом «перевёрнутого треугольника» – наиболее важные, фундаментальные сведения укажите в верхней части, описание тенденций – в середине, подробные пояснения – снизу. Сгруппируйте элементы по общим признакам, установите между ними чёткую иерархию.
Кроме того, сразу определите стили, цветовую схему, шрифты, чтобы обеспечить позитивное и цельное восприятие информации пользователями.
Создайте прототип/ эскиз панели и согласуйте его непосредственно с заказчиком.
После разбора всех аспектов и согласования макета, начинается разработка – основной и наиболее трудоёмкий этап. Задача программистов заключается в том, чтобы реализовать панель в соответствии со строго определёнными требованиями и схемой.
Прежде всего, выберите способ разработки – программирование «с нуля» или с применением специализированных приложений. Последовательной создайте интерфейс, алгоритмы расчёта ключевых показателей/ метрик, оптимизируйте производительность и подключите источники информации. По завершении подготовьте справочные материалы/ инструкции по использованию панели.
Тестирование – не менее важный этап. Оно позволяет проверить программный продукт на соответствие ожиданиям пользователей, выявить скрытые проблемы и оперативно устранить их.
Предоставьте информационную панель и инструкции по её применению целевым пользователям на несколько недель. Предоставьте формы отчётов, которые они должны заполнить по результатам работы с ней; важно, чтобы они описали и технические ошибки, и общее впечатление. На базе собранных сведений скорректируйте макет и/ или программные недочёты.
Проектирование мониторинговых панелей – по своей сути не сложный, но трудоёмкий процесс. Сначала Вам нужно собрать, систематизировать и проанализировать информацию, только после этого визуализировать. Чтобы упростить решение этих задач, созданные специализированные инструменты.
Если Вы делаете первые шаги в области разработки панелей, или Ваш проект имеет небольшие масштабы, то рассмотрите базовые приложения:
В программе можно настроить автоматическое обновление дашборда при корректировке сведений таблиц или защитить определённые элементы от изменений.
Программа имеет простой и эффективный интерфейс, имеет облачное хранилище, обеспечивает совместную работу нескольких лиц над проектом. Она интегрируется с прочими сервисами Google, например, Google Looker, Google Analytics и Google Ads; это существенно расширяется Ваши возможности анализа и визуализации информации.
Программа Google Looker предлагает широкий выбор типов визуализации, гибкие настройки элементов и стилей, создание вычисляемых полей. Данные, представленные на панели, переопределяются автоматически при обновлении источников информации. Есть функция настройки совместной работы над проектом.
Помимо базовых, есть и более сложные, профессиональные инструменты – системы бизнес-аналитики (BI-системы). Они позволяют работать с большими объёмами информации и качественно визуализировать аналитические отчёты. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Приложение |
Простота/ сложность использования |
Число интеграций |
Редактор |
Бесплатный тариф |
Стартовая цена |
Плавная кривая обучения, подходит новичкам без опыта в области аналитики и визуализации информации |
110+ |
Drag-and-drop |
Есть |
от $14 в месяц |
|
Плавная кривая обучения, подходит и новичкам, и профессионалам |
80+ |
Drag-and-drop |
Нет |
от $35 в месяц |
|
Плавная кривая обучения |
80+ |
Drag-and-drop |
Есть |
Бесплатно |
|
Крутая кривая обучения, требуется техническая настройка |
130+ |
WYSIWYG |
Нет |
от $80 в месяц |
|
Умеренная кривая обучения, обеспечивает освоение функций «от простого к сложному» |
90+ |
Виджеты |
Нет |
от $60 в месяц |
|
Плавная кривая обучения, интерфейс ориентирован на ориентированы на пользователей Power BI, в т.ч. поддерживает язык DAX |
Не указано |
Виджеты |
Нет |
от 3750 ₽ в месяц |
Чтобы разработать эффективную панель, важно учитывать множество аспектов – правила отбора показателей, создание структуры метрик, типы визуализации и пр. Разобраться с этим придётся на опыте, но на начальном этапе полезно изучать специализированную литературу, экспертные материалы.
Среди книг можно выделить такие популярные варианты:
Также рекомендуется обучаться проектированию панелей по видео – в интернете можно найти множество образовательных курсов, подкастов и отдельных уроков.
При использовании эффективных инструментов разработки, грамотно спланированной структуре информации, панели мониторинга обеспечивают Вам ценные преимуществ; к ним относятся:
Несмотря на весомые преимущества информационных панелей, процесс их разработки, интеграции в бизнес сопровождается некоторыми проблемами. Часто они очевидны с самого начала, но с некоторыми Вы можете столкнуться намного позже, уже после внедрения инструмента.
К недостаткам дашбордов относятся:
Дашборд, или информационная панель, – это цифровой интерфейс, в котором на одном экране собраны ключевые показатели эффективности (KPI) и метрики, характеризующие состояние бизнеса/ проекта.
Информационная панель используется в целях мониторинга ключевых показателей эффективности (KPI), тенденций бизнеса или прогресса проекта.
Панель отображает ключевые показатели компании/ проекта, но не заменяет отчёт. Она содержит только самые важные сведения, обновляемые непрерывно (или с заданной периодичностью). Отчёт же отображает более обширную статичную информацию, требующую глубокого изучения.
Дашборд – инструмент профессионалов, работающих с большими объёмами информации. Он используется такими специалистами как:
Дашборд может быть полезен и иным специалистам из разных сфер – бизнеса, финансов, информационных технологий (IT), науки и пр.
Дашборды отличаются в зависимости от цели, содержания, способа применения. В целом их принято классифицировать в 3 категории:
Панель мониторинга, отображающая ключевые показатели эффективности (KPI) и метрики в рамках бизнеса/ проекта/ отдельных процессов, позволяет Вам непрерывно отслеживать ситуацию и принимать обоснованные решения. Но чтобы такая панель была полезной, важно правильно спроектировать интерфейс и структуру информации – ожидается, что посмотрев на экран, пользователь в течение всего нескольких секунд правильно оценит состояние параметры и скорректирует свою работу.