logo
Ещё

Как создать онлайн-курс

Дистанционное обучение становится все более популярным в России. Самой распространенной его формой выступают онлайн-курсы. Важным плюсом которых заслуженно считается доступность для самостоятельной разработки. Рассмотрим более внимательно, как создать онлайн-курс и что нужно участь при этом для получения на выходе качественного образовательного продукта.

Пошаговая инструкция по созданию обучающего онлайн-курса

Самый простой способ описать последовательность мероприятий по разработке онлайн-курса заключается в составлении классической пошаговой инструкции. Ее тщательное выполнение позволит создать полноценный обучающий продукт, который будет пользоваться спросом на сегодняшнем российском рынке.

Шаг №1. Разработка идеи онлайн-курса

Первым делом нужно понять, чему планируется учить посетителей курса. Сегодня существует огромное количество потенциально возможных направлений подготовки. Включая бизнес, различные виды профессиональной деятельности, хобби, личное самосовершенствование и многое другое. Что открывает перед создателем курса множество возможностей для реализации самых смелых идей.

Шаг №2. Анализ рынка и целевой аудитории

Успешный онлайн-курс предполагает четкую ориентацию на потенциальных клиентов. Она возможна только при условии досконального понимания текущей ситуации на рынке. Для объективного понимания требуется провести масштабный и комплексный анализ конкурентной среды.

Новый курс должен быть нацелен на еще неохваченную категорию обучающихся или предлагать намного более качественный образовательный продукт. В любом случае нужно знать целевую аудиторию: что она хочет, к чему стремиться, как мотивирована и какими критериями выбора пользуется. Применительно к рынку онлайн-образования необходимо изучить принципы его функционирования, наполнение, количество конкурентов, их специфику и преимущества, другие ответы на классические вопросы.

Сегодня не составляет труда найти подходящие методики проведения любых маркетинговых исследований. Включая опросы, глубинные интервью, аналитику с помощью специализированных онлайн-сервисов и программ, а также многое другое. Важно подобрать подходящий набор инструментом и использовать его на практике с максимальной эффективностью.

Шаг №3. Составление программы подготовки

Ключевой этап создания онлайн-курса с точки зрения методического наполнения. Его реализация на практике предусматривает последовательное решение нескольких задач:

  • определение цели образовательного продукта;
  • формирование перечня навыков и компетенций, которые необходимы для ее достижения;
  • разработка теоретической части программы обучения;
  • составление практического компонента учебы (очень важен для закрепления теории практикой), в том числе – посредством выдачи домашних заданий;
  • определение желательных результатов обучения;
  • формулирование критериев оценки качества усвоения материала;
  • выбор методов оценивания;
  • структурирование разработанных материалов в рамках программы подготовки: точной, лаконичной, понятной и доступной для восприятия.

Шаг №4. Выбор оптимального формата обучения

Современные информационные технологии предоставляют множество различных форматов подготовки. Включая три наиболее классических:

  1. Синхронный. Представляет собой серию вебинаров, которые проводит эксперт или преподаватель.
  2. Асинхронный. Речь идет о заранее записанных видеоуроках или лекциях.
  3. Смешанный. Комбинирует оба описанных выше способа обучения.

В качестве эффективных дополнений могут использоваться разнообразные онлайн-тесты, домашние задания, обратная связь с наставником или куратором программы, консультации и помощь службы поддержки, другие каналы для контактов администрации онлайн-курса и учеников. Их различные комбинации помогут повысить отдачу от обучения и добиться более высоких результатов выпускников.

Шаг №5. Выбор подходящей платформы для размещения и продвижения курса

Немалую роль в успешном продвижении онлайн-курса играет грамотный выбор места размещения образовательного контента. Самый простой способ – использование личных страниц в социальных сетях и каналов в мессенджерах. Вполне возможно – с задействованием вспомогательных инструментов, например, в виде чат-бота для Телеграма.

Отдельно стоит отметить возможность использования специализированных платформ или образовательных маркетплейсов. В качестве примера можно привести профильный раздел сервиса Сравни, целиком отведенный онлайн-курсам и дистанционному обучению. Сотрудничество с ним может стать отличным способом стартовать с собственной программой обучения – быстро, эффективно, с максимальной отдачей и минимальными начальными издержками.

Важным дополнительным преимуществом становится возможность в полной мере воспользоваться большим трафиком платформы. То есть изначально получить позитивно настроенную и весьма многочисленную целевую аудиторию, пришедшую на Сравни специально для поиска подходящего онлайн-курса для дистанционного обучения.

Шаг №6. Формирование штата

Современный онлайн-курс представляет собой во-многом автоматизированную систему предоставления доступа к обучающему контенту. Вместе с аналогичным сервисом оценки результатов подготовки. Несмотря на высокий уровень автоматизации, полностью обойтись без вспомогательного персонала получится вряд ли.

Поэтому стоит подумать о найме нескольких штатных или временных сотрудников, к числу которых обычно относятся:

  1. Администратор. Представляет собой менеджера, главной функцией которого становится обсуждение условий сотрудничества с потенциальными клиентами. То есть стоимости и оплаты курса, оформления сопроводительной документации и т.д. Нередко администратор выполняет задачи обычной службы поддержки, хотя нередко для их осуществления нанимается отдельный менеджер.
  2. Куратор. Специалист, который отвечает за организацию учебного процесса. В его функционал не входят финансы или делопроизводство. Он занимается регистрацией на обучающей платформе, предоставлением доступа к методическим материалам, разъяснением вопросов, возникающих у слушателей курса, и решением остальных подобных проблем.
  3. Преподаватель или эксперт. Его главной задачей становится оценка работ и проектов, выполненных учениками. Нередко эксперт нанимается заранее, так как профессиональные знания явно не помешают при разработке и составлении программы подготовки.

Успешное развитие обучающего проекта может потребовать масштабирования штатного персонала курса. В этом случае понадобится найм дополнительных специалистов. Их квалификация и функционал зависят от того, какие именно направления работы «провисают», то есть постепенно становятся слабыми местами. Своевременная корректировка посредством их усиления (или с помощью найма новых специалистов, или через перераспределение обязанностей уже работающих) позволит повысить общий КПД и прибыльность образовательного продукта.

Сопутствующие нюансы

Не существует единственно правильного и одинакового для всех рецепта создания успешного обучающего онлайн-курса. Поэтому крайне важно постоянно проводить мониторинг и оценку текущей ситуации. Что даст возможность оперативно вносить изменения и повышать эффективность работы.

Вполне вероятно, что в некоторых случаях целесообразнее закрыть проблемный проект и заняться новым с учетом выявленных ошибок, чем упорствовать в попытках «спасти» неспасаемое. И напротив, нередко стоит проявить настойчивость и довести проект, что называется, «до ума», получив на выходе положительный финансовый результат и капитал для реализации следующего.

FAQ

Что понимается под онлайн-курсом?

Онлайн-курс – самый популярный формат дистанционного обучения, который предусматривает использование современных информационных технологий.

В чем причина популярности онлайн-курсов?

Большой спрос на дистанционное обучение объясняется оптимальным сочетанием простоты, удобства, доступности и разумной цены онлайн-курсов. Что особенно актуально при сравнении с любыми альтернативными форматами подготовки.

Можно ли создать собственный онлайн-курс своими силами?

Создание онлайн-курса – вполне решаемая задача, которая требует серьезного подхода, определенного времени и достаточно скромных финансовых вложений.

Вывод

  1. Создание онлайн-курса – один из перспективных способов получить собственный и прибыльный бизнес.
  2. Главными достоинствами дистанционного обучения выступают: доступность, разумная цена, удобство и гибкость подготовки.
  3. Чтобы реализовать каждый из перечисленных плюсов на практике, требуется комплексный подход к созданию обучающего курса.
  4. Который включает: разработку плана, анализ конкурентной среды и целевой аудитории, составление программы подготовки, формирование методических материалов и выбор подходящей платформы для размещения курса.