Дистанционное обучение становится все более популярным в России. Самой распространенной его формой выступают онлайн-курсы. Важным плюсом которых заслуженно считается доступность для самостоятельной разработки. Рассмотрим более внимательно, как создать онлайн-курс и что нужно участь при этом для получения на выходе качественного образовательного продукта.
Самый простой способ описать последовательность мероприятий по разработке онлайн-курса заключается в составлении классической пошаговой инструкции. Ее тщательное выполнение позволит создать полноценный обучающий продукт, который будет пользоваться спросом на сегодняшнем российском рынке.
Первым делом нужно понять, чему планируется учить посетителей курса. Сегодня существует огромное количество потенциально возможных направлений подготовки. Включая бизнес, различные виды профессиональной деятельности, хобби, личное самосовершенствование и многое другое. Что открывает перед создателем курса множество возможностей для реализации самых смелых идей.
Успешный онлайн-курс предполагает четкую ориентацию на потенциальных клиентов. Она возможна только при условии досконального понимания текущей ситуации на рынке. Для объективного понимания требуется провести масштабный и комплексный анализ конкурентной среды.
Новый курс должен быть нацелен на еще неохваченную категорию обучающихся или предлагать намного более качественный образовательный продукт. В любом случае нужно знать целевую аудиторию: что она хочет, к чему стремиться, как мотивирована и какими критериями выбора пользуется. Применительно к рынку онлайн-образования необходимо изучить принципы его функционирования, наполнение, количество конкурентов, их специфику и преимущества, другие ответы на классические вопросы.
Сегодня не составляет труда найти подходящие методики проведения любых маркетинговых исследований. Включая опросы, глубинные интервью, аналитику с помощью специализированных онлайн-сервисов и программ, а также многое другое. Важно подобрать подходящий набор инструментом и использовать его на практике с максимальной эффективностью.
Ключевой этап создания онлайн-курса с точки зрения методического наполнения. Его реализация на практике предусматривает последовательное решение нескольких задач:
Современные информационные технологии предоставляют множество различных форматов подготовки. Включая три наиболее классических:
В качестве эффективных дополнений могут использоваться разнообразные онлайн-тесты, домашние задания, обратная связь с наставником или куратором программы, консультации и помощь службы поддержки, другие каналы для контактов администрации онлайн-курса и учеников. Их различные комбинации помогут повысить отдачу от обучения и добиться более высоких результатов выпускников.
Немалую роль в успешном продвижении онлайн-курса играет грамотный выбор места размещения образовательного контента. Самый простой способ – использование личных страниц в социальных сетях и каналов в мессенджерах. Вполне возможно – с задействованием вспомогательных инструментов, например, в виде чат-бота для Телеграма.
Отдельно стоит отметить возможность использования специализированных платформ или образовательных маркетплейсов. В качестве примера можно привести профильный раздел сервиса Сравни, целиком отведенный онлайн-курсам и дистанционному обучению. Сотрудничество с ним может стать отличным способом стартовать с собственной программой обучения – быстро, эффективно, с максимальной отдачей и минимальными начальными издержками.
Важным дополнительным преимуществом становится возможность в полной мере воспользоваться большим трафиком платформы. То есть изначально получить позитивно настроенную и весьма многочисленную целевую аудиторию, пришедшую на Сравни специально для поиска подходящего онлайн-курса для дистанционного обучения.
Современный онлайн-курс представляет собой во-многом автоматизированную систему предоставления доступа к обучающему контенту. Вместе с аналогичным сервисом оценки результатов подготовки. Несмотря на высокий уровень автоматизации, полностью обойтись без вспомогательного персонала получится вряд ли.
Поэтому стоит подумать о найме нескольких штатных или временных сотрудников, к числу которых обычно относятся:
Успешное развитие обучающего проекта может потребовать масштабирования штатного персонала курса. В этом случае понадобится найм дополнительных специалистов. Их квалификация и функционал зависят от того, какие именно направления работы «провисают», то есть постепенно становятся слабыми местами. Своевременная корректировка посредством их усиления (или с помощью найма новых специалистов, или через перераспределение обязанностей уже работающих) позволит повысить общий КПД и прибыльность образовательного продукта.
Не существует единственно правильного и одинакового для всех рецепта создания успешного обучающего онлайн-курса. Поэтому крайне важно постоянно проводить мониторинг и оценку текущей ситуации. Что даст возможность оперативно вносить изменения и повышать эффективность работы.
Вполне вероятно, что в некоторых случаях целесообразнее закрыть проблемный проект и заняться новым с учетом выявленных ошибок, чем упорствовать в попытках «спасти» неспасаемое. И напротив, нередко стоит проявить настойчивость и довести проект, что называется, «до ума», получив на выходе положительный финансовый результат и капитал для реализации следующего.
Онлайн-курс – самый популярный формат дистанционного обучения, который предусматривает использование современных информационных технологий.
Большой спрос на дистанционное обучение объясняется оптимальным сочетанием простоты, удобства, доступности и разумной цены онлайн-курсов. Что особенно актуально при сравнении с любыми альтернативными форматами подготовки.
Создание онлайн-курса – вполне решаемая задача, которая требует серьезного подхода, определенного времени и достаточно скромных финансовых вложений.