Я беременна. Самозанятая. По первому ребенку мать-одиночка. Второй, которым беременна, папу имеет, я в браке. Подавать на синхронизацию пособий в январе 2026. Значит, период возьмут с декабря 2024 по ноябрь 2025. В этот период я оставалась матерью-одиночкой для первого ребенка и была беременность (сейчас 7 мес, дай Бог будет 9). Далее уже родится малыш и будет уход за ребенком до 3 лет. Но в расчетный период попадает мой заработок за декабрь 2024 и январь, февраль 2025. В феврале 2025 я уже встала на учет ранний. И доходы мои прекратились в связи с сильным токсикозом. Вопрос: нужно ли мне сейчас закрывать самозанятость? И как ко мне будет применено 4мрот? Спасибо.
Ответ эксперта
руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК «Fontvielle»
Когда экономическая система является открытой, повышение ключевой ставки приводит к притоку в неё иностранных инвестиций, так как делает более привлекательными предлагаемые страной условия для размещения капитала. Это способствует укреплению национальной валюты. В России сейчас реальная ключевая ставка, которая высчитывается как разница между «ключом» и инфляцией, находится на рекордно высоком уровне. Так как показатель роста цен по итогам ноября близок к 9%, а ключевая ставка составляет 22% и, вполне вероятно, ещё будет поднята в декабре, то реальная находится на уровне около 13%. Для сравнения — в США она составляет примерно 2%, в Евросоюзе — меньше 1%.
То есть в том случае, если бы на российском рынке были иностранные инвесторы, то для них сейчас стратегия керри-трейд была бы привлекательной, они бы зарабатывали на разнице в денежно-кредитной политике разных стран, что, безусловно, было бы драйвером поддержки рубля. Однако сейчас российская система изолирована от этих капиталов, поэтому повышение ключевой ставки мало влияет на курсовую динамику.
Курс отечественной валюты к иностранным во многом определяется балансом экспортно-импортных потоков. Важную роль играют транзакционные сложности с платежами, которые возникают у российских компаний. В частности, введённый в ноябре новый пакет ограничений в адрес российской банковской системы привёл к тому, что внутренний рынок недополучил практически треть валютной выручки экспортёров в ноябре по сравнению с октябрём. Недостаток предложения инвалюты вызвал резкую девальвацию рубля в конце ноября и рост спекулятивных настроений на валютном рынке.
Банк России для стабилизации ситуации даже был вынужден принять меры: сократить покупки инвалюты, чтобы уменьшить давление со стороны спроса. Благодаря этому решению в начале декабря российская валюта отыграла потери. Однако долгосрочно транзакционная проблема сохраняется, поэтому рубль продолжит слабеть. До конца года наиболее вероятный коридор колебаний в паре USD/RUB — 100–105 ₽ за доллар США.