Допустим вы сделали заказ, вам его принесли, блюдо не испорчено, в тарелке нет волоса или таракана, но после первой ложки вы понимаете, что приготовлено невкусно, вы ожидали другого. Можно ли тогда отказаться от блюда, попросить заменить его или не платить за него?
Как-то раз в кафе наблюдал картину, как мужик заказал тарелку борща и картошку с сосисками, с удовольствием всё слопал, а потом пошёл на кассу и сказал — мне не понравилась еда, особенно борщ. Верните деньги. И кассир вернула ему деньги вообще без каких-либо возражений, только посмотрела на него ненавидящим взглядом.
Через неделю ещё раз оказался в том же кафе и увидел там того же мужика, уплетающего борщ... Видимо, он там постоянный клиент.
Адвокат
Здесь можно попробовать обратиться к закону «О защите прав потребителей», в котором указано, что исполнитель должен оказать услугу, отвечающую требованиям и целям потребителя, если клиент заранее сообщил ему об этом при заключении договора. Но правда в том, что «невкусно» — это субъективное мнение. Других правовых норм, которые бы затрагивали подобную ситуацию, нет. Конечно, это не мешает рассчитывать на мирное урегулирование конфликта с рестораном с заменой блюда или скидкой.
К объективным недостаткам заказанных блюд можно отнести:
• приготовление из просроченных продуктов;
• наличие посторонних предметов в блюде, в том числе волоса или мухи;
• отсутствие в блюде необходимых ингредиентов.
Ответ эксперта
Автор одноимённого телеграм-канала
На услуги общественного питания распространяется закон «О защите прав потребителей», а также специально утверждённые правила (постановление Правительства РФ №1036 от 15.08.1997). Эти законы разрешают потребителю требовать возврата денег за блюдо либо в связи с недостатком, либо по причине нарушения сроков оказания услуги, либо из-за непредоставления достоверной информации об услуге.
Вопрос вкуса блюда — очень субъективная вещь, и считать недостатком его нельзя. То, что не понравится одному, другому покажется вполне нормальным, а третьему — очень вкусным. Если отправить такое блюдо на независимую экспертизу, в нём, скорее всего, не найдут никаких недостатков и нарушений технологии приготовления. Поэтому отказываться от оплаты блюда или требовать возврата денег лучше всего по объективным причинам. Например, если мясо очевидно испорченное, в пироге — камни или нитки, заказ не выполняют уже 2 часа, принесли по ошибке блюдо, которое вы не заказывали.
В любом случае можно попробовать поговорить с официантом или администратором. Есть шанс, что они, желая сохранить свою репутацию и вас как лояльного клиента, предложат какой-то вариант.