Прежде всего, я хотела бы отметить, что вводить денежные отношения в семье или нет — дело каждой семьи, но до того, как принять это решение, необходимо понять, для чего это делается. Чтобы научить зарабатывать и ценить деньги? Чтобы был рычаг влияния? Чтобы ребёнок стал более самостоятельным?
Можно написать много вариантов ответов, ведь каждая семья уникальна по-своему, но когда деньги становятся очень значимы и мы лишаем их как наказание для ребёнка, мы подкрепляем одобряемое или неодобряемое нами-родителями поведение ребёнка. Последний начинает подстраиваться и становиться удобным, опять же, для нас, для взрослых, чтобы получить вознаграждение: заправил кровать, вымыл посуду, почитал книгу... Не потому, что хочется помочь по дому или нравится читать, а потому, что за это будет денежное вознаграждение.
Я — мама двоих детей, и я скорее не разделяю подобный метод наказания. Уверена, здоровые отношения с детьми строятся на доверии и понимании, практически любую ситуацию можно обсудить и принять общее решение, понять, что хорошо, а что плохо и почему. Не всегда ребёнок осознает ценность тех или иных вещей, и в беседе многое проясняется.
В отношениях же, построенных на деньгах, главным мерилом и оценкой ребёнка становятся деньги, они могут подменять здоровый контакт с родителями. Денежное вознаграждение заменяет другие способы мотивации, есть риск сформировать чёрствость и оценку своих поступков исключительно через призму стоимости.
Совершенно точно, что финансовой грамотности нужно учить как взрослых, так и детей, но это всё-таки про то, откуда деньги берутся, какова их ценность, чем их можно заменить, деньги как инструмент достижения, но не деньги как мотиватор или демотиватор со стороны родителей.
Ответ эксперта
практикующий психолог
Прежде всего, я хотела бы отметить, что вводить денежные отношения в семье или нет — дело каждой семьи, но до того, как принять это решение, необходимо понять, для чего это делается. Чтобы научить зарабатывать и ценить деньги? Чтобы был рычаг влияния? Чтобы ребёнок стал более самостоятельным?
Можно написать много вариантов ответов, ведь каждая семья уникальна по-своему, но когда деньги становятся очень значимы и мы лишаем их как наказание для ребёнка, мы подкрепляем одобряемое или неодобряемое нами-родителями поведение ребёнка. Последний начинает подстраиваться и становиться удобным, опять же, для нас, для взрослых, чтобы получить вознаграждение: заправил кровать, вымыл посуду, почитал книгу... Не потому, что хочется помочь по дому или нравится читать, а потому, что за это будет денежное вознаграждение.
Я — мама двоих детей, и я скорее не разделяю подобный метод наказания. Уверена, здоровые отношения с детьми строятся на доверии и понимании, практически любую ситуацию можно обсудить и принять общее решение, понять, что хорошо, а что плохо и почему. Не всегда ребёнок осознает ценность тех или иных вещей, и в беседе многое проясняется.
В отношениях же, построенных на деньгах, главным мерилом и оценкой ребёнка становятся деньги, они могут подменять здоровый контакт с родителями. Денежное вознаграждение заменяет другие способы мотивации, есть риск сформировать чёрствость и оценку своих поступков исключительно через призму стоимости.
Совершенно точно, что финансовой грамотности нужно учить как взрослых, так и детей, но это всё-таки про то, откуда деньги берутся, какова их ценность, чем их можно заменить, деньги как инструмент достижения, но не деньги как мотиватор или демотиватор со стороны родителей.