Вместе с экспертами мы обсудили‚ как работает бесплатное продвижение товаров и услуг и возможно ли оно в принципе.
Как бесплатно продвигать свой товар: ожидания и реальность
Какие есть способы продвижения
Бесплатные способы продвижения — это те, на которые не тратят деньги напрямую. Например, публикация трендового контента на странице компании в социальной сети — вертикальных видео во «ВКонтакте». Бесплатной может быть публикация объявлений на «Авито», описание своего предприятия на «Яндекс Картах» и некоторые другие способы.
Как правило, говоря про бесплатное продвижение, имеют в виду:
- соцсети и каналы в мессенджерах;
- СМИ;
- подручные методы (доски объявлений, транспаранты и прочее).
Бывает ли продвижение совсем бесплатным
«Деление на „платные“ и „бесплатные“ способы продвижения действительно существует, — говорит Екатерина Кольцова, SMM-специалист МФК „Лайм-Займ“. — Под платным продвижением чаще всего подразумевают те инструменты, на которые напрямую направляют деньги. Например, пополнение рекламного кабинета или оплата работы CPA-сети».
Есть разные подходы к продвижению. Один из них гласит, что продвижение может идти по одному из четырёх каналов коммуникации:
- платные каналы (например, оплаченная реклама в интернете);
- заработанные публикации в СМИ, то есть экспертные материалы, комментарии (например, как комментарии экспертов в этой статье). Сюда же относится участие в партнёрских или обучающих мероприятиях в роли экспертов;
- социальные сети (например, когда мастер маникюра на своей страничке в соцсети рассказывает обо всём подряд, включая дизайн ногтей);
- собственные ресурсы, к которым относятся сайт и блог компании.
Получается, что три из четырёх каналов коммуникации условно бесплатны. Этот подход, а точнее модель, называется PESO.
Ольга Харитонова
совладелец коммуникационного агентства 2L
Из четырёх типов коммуникации бесплатны целых три, но лишь условно. Потому что системная, комплексная работа по этим направлениям требует времени и труда. В конечном итоге этим занимаются либо штатные единицы на зарплате, либо подрядчик. А значит, продвижение уже не бесплатно.
Если говорить о работе по модели PESO, эффективной будет работа по всем четырём направлениям, а не только по какому-то одному. Именно при таком подходе мы получаем надёжный результат, который работает на бизнес в долгосрочной перспективе: авторитет, публичную экспертность, лояльность и доверие аудитории.
Нередко «бесплатные» каналы недооценивают.
Компании выделяют бюджет на маркетинг, активно крутят рекламу, но потом руководство удивляется, почему результаты слабые. Объяснение очень простое: нельзя строить продвижение только на оплаченных каналах. Бесплатные каналы тоже помогают товару, услуге, фирме, бренду, лицу стать узнаваемыми, создать о себе репутацию чего-то надёжного, достойного доверия.
Здесь отлично работают собственные страницы в соцсетях и каналы в мессенджерах — разумеется, если их постоянно обновлять. Посты в этих каналах должны быть интересны аудитории и подтверждать активность, опыт и надёжность бренда.
Например
Владелец бренда может записывать для подписчиков видеокружочки о своей работе. Нужно присутствие в соцсетях, которое покажет контактность и открытость.
Как бесплатно продвигать через соцсети
По словам Екатерины Кольцовой, для социальных сетей бесплатными инструментами могут быть следующие.
- Система лояльности. Этот способ продвижения можно только отчасти назвать бесплатным, так как он влияет на прибыль и заранее учитывается при планировании. Для внедрения системы лояльности не нужно сразу выделять деньги. Но необходимо учесть, во что она обойдётся. Например, если это постоянная скидка, то какой она должна быть, чтобы фирма не работала в убыток. При этом скидка должна быть достаточно привлекательной для клиента. 5–10% — то, что малый бизнес обычно может себе позволить.
- Трендовые форматы контента. Сейчас такой формат — вертикальные видео. Они приносят наибольшее количество охватов. Сами площадки активно продвигают такой контент.
Совет
Канал «Дзен» — ещё один способ бесплатного размещения. Прелесть этого способа, говорит Павел Мокеров, собственник маркетингового агентства Clickberry, состоит в том, что если статьи действительно полезные, то поисковики будут их показывать бесплатно много лет.
После оформления сообщества «ВКонтакте» или страницы в «Дзене» нужно рассказать о нём на своей личной странице. О том же попросить друзей и, если они есть, сотрудников. Можно и нужно самостоятельно приглашать друзей и знакомых в группу. Если у предпринимателя есть магазин или офис, можно поставить QR-код группы на стойку и просить посетителей вступить в неё.
Когда группа создана, необходимо наполнять её контентом. Посты ВК имеют замечательное свойство: показываться не только подписчикам, но и тем, кто ещё на группу не подписан. Так хозяин группы получает шанс на новые подписки, а у действующих клиентов снижается желание пойти к конкурентам. Более того, эту страницу они могут рекомендовать друзьям.
Игорь Малинин
основатель рекламного холдинга The Business Pill
Есть несколько действительно бесплатных и эффективных лайфхаков, которые может реализовать любая компания.
- Не просто вывесить иконки соцсетей себе на сайт, но и прописать, в чём выгода подписки на них. Это значит, что нужно обязательно объяснить пользователю, зачем ему нужно подписываться на страницу или рассылку.
- Сториз или опросы в своих соцсетях можно напрямую использовать для привлечения потенциальных клиентов. Например, сделать форму с текстом «Впишите свой номер, чтобы получить спецпредложение» — это самая настоящая форма привлечения клиентов. Если её распечатать, она будет работать в офлайне — в магазинах, кафе, на выставках.
- К посту в соцсети или канале можно прикрепить опрос с вопросом: «Выслать вам в личные сообщения список акций на месяц?» — и любому человеку, ответившему «Да», можно смело писать в личку. Это человек уже согласился послушать, что ему готовы предложить, и является потенциальным клиентом.
Пиар в СМИ: бесплатно, но надо постараться
Чтобы получить публикацию в СМИ, не обязательно быть крупным бизнесом или создавать нечто легендарное. Важно учитывать другое: СМИ нужны сюжеты, им нужны яркие люди, которые могут рассказать увлекательную историю.
Екатерина
предприниматель
У меня своё кафе. Во время пандемии я переживала сложные времена, как и многие другие. Ходить в кафе уже было можно, но посетителей было мало. Я позвонила в одно из самых крупных изданий нашего города и предложила им написать про меня статью. Они сперва удивились: кто я такая, чтобы они про меня писали. Я сказала, что приехала из крохотного города, что начинала бизнес с 10 тысяч ₽, а теперь у меня кафе в центре Новосибирска. Им понравилось, ко мне приехали журналист и фотограф, и про меня написали статью. Поток клиентов вырос. За ту публикацию я не платила ни копейки.
Ирина Кульдышева
пиар-эксперт
Есть несколько способов привлечь внимание СМИ, например участие в благотворительных мероприятиях. В таком случае полезно направить предложения журналистам, которые могут быть заинтересованы в вашей истории. Это может быть интервью, комментарии по актуальным вопросам или экспертное мнение в вашей области.
Ещё один хороший вариант — писать для блогов и изданий как эксперт, давать комментарии. СМИ за это не платят, но и денег не берут. Это бесплатный способ показать свои знания и привлечь внимание к вашему бизнесу.
Важно:
нередко предпринимателям советуют писать в СМИ пресс-релизы о запуске нового продукта или услуги. Вероятность, что такое удастся опубликовать бесплатно, крайне мала, потому что СМИ справедливо расценивают такие «новости» как рекламу, а за рекламу берут деньги.
❗️
Подручные методы: если всё-таки совсем даром
Павел Мокеров
собственник маркетингового агентства Clickberry
Так или иначе вы платите за продвижение временем. И тем не менее есть способы не вкладывать в продвижение деньги.
Полезно начать со всевозможных офлайн-действий, например:
- выставить на тротуар транспарант;
- оклеить соседние подъезды объявлениями;
- прикрепить листок под лобовое стекло своей машины (к примеру, «Качественно делаю ремонт» — и указание телефона);
- закинуть купоны в почтовые ящики;
- заглянуть к соседям-предпринимателям, познакомиться с ними, договориться о взаимном продвижении.
Нужно учитывать, что это требует ресурсов: времени, макетов, распечатки.
Совсем бесплатно можно разместить объявления на досках объявлений.
Как минимум это стоит сделать на «Авито». Также бесплатно можно разместиться на картах. Нужно оформить профили на «Яндекс Бизнесе», 2ГИС и других подобных площадках: эти способы помогут пользователям, которые ищут ваш продукт, получить шанс на то, что они увидят информацию.
Ольга Чурикова
руководитель PR-отдела компании FitStars
Взаимный пиар — тоже отличный способ бесплатно обменяться аудиторией, повысить лояльность. Для этого подберите партнёра по схожей тематике, с хорошими охватами и репутацией. Например, если вы занимаетесь производством спортивной одежды или белья, ищите спортивные магазины или фитнес-площадки, где будет 100% ваша аудитория. Обсудите совместные розыгрыши, подарки. Коллаборации с блогерами также станут отличным инструментом в продвижении. Речь далеко не только про миллионников: подходят известные местные блогеры и те, кто пишет на узкую тематику.
Антон
предприниматель
У меня бизнес в довольно узкой нише — я создаю настольные игры. В этой сфере все друг друга знают и, хотя конкурируют, но и поддерживают тоже. У нас постоянно общие мероприятия, мы часто пересекаемся. Когда я только начинал, создал свой канал в «Телеграме», в котором было несколько десятков подписчиков из числа моих друзей (они же — первые клиенты). Я договорился с каналом, где было 500 подписчиков: эти ребята работали уже давно, их хорошо знали. Они рассказали про меня, про нашу команду энтузиастов. Мы поделились, как вчетвером поднимаем целый проект. Те, кто это прочитал, оценили нашу историю. У нас сильно выросло число подписчиков, а потом и клиентов. Та публикация мне не стоила денег, ребята просто захотели меня поддержать, и это реально сработало.
Итог
Сложно найти полностью бесплатные способы продвижения: даже те способы, которые не требуют денег, требуют времени. Но когда свободных денег на старте нет, эти методы могут оказаться существенным подспорьем.