Артём Ступак после вуза стал не химиком‚ а предпринимателем. Сейчас он обучает начинающих предпринимателей в бизнес-школах НИУ нефти и газа и Финансового университета при Правительстве РФ. Своими секретами в бизнесе он поделился со Сравни.
Личный опыт: я построил крупный бизнес после химфака
Делится опытом
Артём Ступак
сооснователь и коммерческий
директор «АйдоЛаб»
Работать я начал на первых курсах химического факультета — в компании, которая занималась поставками импортного лабораторного оборудования. За 10 лет в этой фирме я изучил российский рынок лабораторного оборудования и расходных материалов. Одновременно учился продажам и в командировках оттачивал знания, продавая оборудование и расходники компаниям по всей стране.
Я всегда обращал внимание на тонкости ведения бизнеса: видел, как появлялись и исчезали другие компании-импортёры, сравнивал с тем, как работаем мы. И формировал видение, как мне хотелось бы строить своё дело. В 2016 году вместе с братом я открыл свою компанию «АйдоЛаб».
Как я выбрал нишу и избежал ошибок
Выбор ниши был предсказуемым — сыграли роль мой опыт и образование. Мне было проще стартовать именно в лабораторном бизнесе. Благодаря насмотренности и чужому опыту я избежал двух больших ошибок: микроменеджмента и неверных прогнозов, построенных на фантазиях.
Чем опасны «хотелки» в бизнесе
Неадекватное прогнозирование будущих продаж держится на личных качествах и прошлом опыте собственника:
- если первые большие продажи получились довольно легко;
- компания росла, потому что рос рынок;
- первое лицо поднялось до небес и забыло, что такое работать «на земле руками»;
- собственник страдает «ошибкой выжившего»: неправильно определил, что именно привело его к успеху;
- руководитель не понимает, как именно нужно прогнозировать будущие продажи, не знаком с аналитикой.
Всё это формирует авторитарную модель управления по принципу «я так хочу!».
Зная тупиковость такого подхода, я прогнозировал продажи не на нём, а на аналитике данных прошлых периодов и изучении рынка.
Кроме того, я не отвлекался на микроменеджмент.
Микроменеджмент:
- убивает инициативу сотрудников;
- не позволяет им развиваться, брать больше задач;
- заставляет бояться ответственности.
❌
А руководитель тратит своё время на бесконечный контроль и перепроверки за подчинёнными, вместо того чтобы заниматься стратегией и развитием бизнеса. Если руководитель считает, что без его постоянного контроля всё рухнет, то стоит задуматься о смене команды, раз она такая некомпетентная. Или пойти учиться навыкам менеджмента, чтобы расставить адекватные и разумные точки контроля для сотрудников.
Как мне помогла работа в найме
Самое первое и самое трудное — найти стартовый капитал для покупки первой партии товара. Мы вкладывали личные деньги, чтобы создать оборот, сами выстраивали бизнес-процессы и формировали клиентскую базу с нуля. Вот что дал мне понять наш опыт.
Лучше вкладывать свои средства на старте бизнеса.
Заёмный капитал сильно ограничит скорость развития компании, не даст возможности быстро увеличить товарооборот.
По возможности стоит разделять функционал между несколькими людьми.
Мы с братом хорошо понимали компетенции и сильные стороны друг друга. Я взял на себя продажи и маркетинг, а брат — финансы, IT-инфраструктуру и логистику. Первоначально мы всё делали сами, поэтому и сейчас полностью понимаем все процессы в компании.
Собирать заранее базу контактов, даже работая в найме.
На момент открытия своей фирмы у меня было почти 10 лет опыта работы на лабораторном рынке. Знание структуры рынка, ключевых игроков и нюансов работы с партнёрами-юрлицами помогло за год сформировать клиентскую базу.
Совет
⭐️
Собственные деньги на старт есть не у всех, часто приходится занимать. В таком случае стоит детально считать экономическую модель бизнеса. Потому что заёмные средства будут сильно сдерживать развитие компании, если рентабельность и чистая прибыль будут крайне низкими.
Компенсировать кредитную нагрузку возможно только большими продажами с высокой маржинальностью, а стабильное развитие бизнеса и уверенность в завтрашнем дне дадут только долгосрочные контракты, желательно на срок заёмных средств. Расчёт будущей прибыли полностью закроет кредиты, и компания хотя бы выйдет «в ноль».
Как я строил товарный ряд
На старте мы не старались создать «лабораторный супермаркет», то есть продавать всё, что только можно себе представить на этом рынке. Мы сфокусировались на одной товарной позиции (это были стерильные пакеты для отбора проб).
Совет
⭐️
По моему опыту, есть пять шагов, которые стоит сделать при выборе товарной позиции.
- Изучить рынок конкурентов: что сейчас есть и по какой цене.
- Попробовать проанализировать спрос: сколько продают конкуренты, есть ли товарные запасы на складах.
- Понять, какой продукт является дефицитным, можно ли получить эксклюзивное право на продажу на территории РФ.
- Понять, есть ли трудности с доставкой данного товара в Россию.
- Определить число потенциальных клиентов.
На старте мы продавали небольшими партиями, суммы заказов были до 15 тысяч ₽. Сначала мы побаивались больших проектов и избегали участвовать в госзакупках. Потому что думали, что нужно начинать с малого и формировать репутацию на простых продажах. С одной стороны, это было верным решением, а с другой — там, где сложности, есть рост.
В первый же год работы мы столкнулись с вызовом
К нам обратился знакомый, которому нужно было оборудовать лабораторию вытяжками и провести все коммуникации. Наша фирма этим ещё не занималась, да и сумма заказа была для нас тогда баснословной — порядка 2,5 миллиона ₽. Но мы решили рискнуть. Проект сложился успешно. У меня уже был опыт организации лаборатории «с нуля», поэтому я знал все технологические нюансы и сложности, а также привлёк специалистов, с которыми ранее оснащал лаборатории мебелью и подключал все коммуникации. Это стало прорывом, и позже к нам стали обращаться другие лаборатории с подобными запросами и даже более крупными чеками.
Тогда я понял: если дать клиенту больше, чем обещал, — выхлоп тоже будет больше. В нашем бизнесе у клиентов не всегда и не все коммуникации (вода, газ, сжатый воздух, вытяжка) подготовлены надлежащим образом. И когда мы берём на себя заботы клиентов и доделываем то, что должны были сделать другие подрядчики, то с минимальными затратами для себя делаем клиентов более лояльными. Такого исполнителя рекомендуют коллегам и партнёрам, и это становится заделом на будущие проекты.
Сильно повлиял на бизнес 2022 год. Стало сложнее проводить оплату в США и Европу — там мы заказывали пакеты для проб; пострадала доставка лабораторного оборудования и расходных материалов в Россию. Тем не менее мы смогли выстроить эффективные каналы поставки по параллельному импорту и за 2023 год вырасти по выручке в два раза.
В чём причины успеха бизнеса
В бизнесе есть три фактора, которые определяют его успех. Это главные исходные данные для любого дела. Начинающим предпринимателям важно о них помнить.
- Источник финансирования. Начать свой бизнес абсолютно без начального капитала невозможно. Нужно либо копить и вкладывать свои деньги, либо находить возможности и получать заёмные средства на выгодных условиях.
- Конкурентное преимущество. В вашей компании должны быть какие-то уникальные особенности, которые будут выгодно отличать вас от других игроков рынка и помогут заводить полезные знакомства с лицами, принимающими решения. Например, это может быть технология производства, эксклюзивный контракт или деловые контакты.
- Бизнес-модель. Необходимо максимально детально рассчитать модель вашего бизнеса — на чём именно и как планируете зарабатывать. На основе этих данных сформировать бизнес-план на ближайшие три года и постараться учесть все возможные риски, которые могут возникнуть.
Всегда проще и эффективнее начинать с чего-то знакомого. Я считаю, что лучше открывать бизнес в сфере, в которой человек уже поработал в качестве наёмного сотрудника. Там мы учились бизнес-процессам изнутри, видели сложности и недочёты чужой компании. У меня так вышло не только с лабораторным бизнесом, но и с преподавательской деятельностью — ведь я вернулся преподавать в бизнес-школу при моём родном университете.