Чип-тюнинг (chip tuning) — это программное увеличение мощности двигателя. С помощью компьютера в блок управления загружают нештатное программное обеспечение. После этого системы работают по иным алгоритмам и раскрывают потенциал двигателя, увеличивая его мощность. Рассказываем, как делают чип-тюнинг, насколько он эффективен и какие есть риски.

Чип-тюнинг двигателя — что это, как его делают и может ли он навредить
Что такое чип-тюнинг
Современными двигателями управляют электронные блоки (ЭБУ). Они получают данные от датчиков, анализируют их и корректируют параметры работы агрегата. Блок управления схож с компьютером — в нём предусмотрено программное обеспечение (ПО). Оно определяет алгоритмы, по которым работает двигатель. При проектировании агрегатов инженеры пытаются найти золотую середину между уровнем отдачи и ресурсом. То есть двигатель должен производить достаточное количество энергии и при этом иметь большой запас прочности.

Современными двигателями управляет электронный блок, который похож на компьютер. Источник: stron-parts.ru.
Потенциал двигателя ограничен электроникой и не раскрывается полностью. Это позволяет долго эксплуатировать автомобиль без серьёзных неисправностей. Также при разработке программного обеспечения учитывают средние регламентные интервалы обслуживания. Если двигатель будет работать в предельных режимах, то для сохранения его ресурса нужно будет чаще менять масло и фильтры. Ещё ограничения накладывают экологические нормы. При разработке программного обеспечения закладывают соблюдение таких требований.
Чип-тюнинг — это операция по установке в блок управления нештатного ПО. Оно меняет алгоритм работы ЭБУ таким образом, что двигатель выдаёт большую мощность. Для производства большего количества энергии двигателю нужно сжигать больше топливно-воздушной смеси. Благодаря новому ПО блок управления иначе формирует смесь. Также меняются углы опережения зажигания.
Как делают чип-тюнинг
Прошивку авто чаще всего делают с помощью компьютера и специального адаптера, который подключают к диагностическому разъёму OBD II. В некоторых случаях блок управления приходится отключать, демонтировать и разбирать. Это зависит от конкретного автомобиля и конкретного ЭБУ.
Могут устанавливать заводскую прошивку — например, от более мощной модификации автомобиля. Нередко в маркетинговых целях один и тот же двигатель настраивают на разный уровень отдачи через использование разных прошивок ЭБУ. Поэтому можно установить другую оригинальную прошивку и добиться увеличения мощности ДВС.

Также существуют кастомные прошивки. Обычно их изготавливают на базе штатного ПО, но изменяют некоторые алгоритмы работы систем. Работоспособность такой прошивки зависит от мастера, который её делал.
Есть автомобили, у которых прошивка мозгов через диагностический разъём невозможна. Поэтому ЭБУ нужно демонтировать и вскрыть. Затем к платам припаивают провода и подключают их через специальный адаптер к компьютеру. Только после этого удаётся считать данные о ПО и загрузить новую прошивку.
Результаты чип-тюнинга
Результатом чип-тюнинга становится увеличение мощности двигателя. Почувствовать эффект от прошивки авто можно в определённом диапазоне оборотов. В этом заключается основное отличие различного ПО для блока управления двигателем.
Некоторые компании предлагают существенное увеличение мощности, но, например, только при 5000 и более оборотов. На большинстве гражданских автомобилей отсечка (предельное значение оборотов двигателя) находится на отметке 6000–7000 оборотов. То есть полную отдачу двигателя можно получить, только если нажимать педаль газа в пол. В городских условиях так ездить невозможно. Значит, существенных изменений после чип-тюнинга водитель не почувствует. Грамотные специалисты настраивают ЭБУ так, чтобы прирост мощности был заметен при 3000–4000 оборотов. Такой диапазон оптимален для городской езды и для трассы.

Чтобы точно измерить мощность автомобиля, нужно использовать стенд измерения мощности — диностенд. Это дорогое оборудование, которое есть только в крупных техцентрах. Услуга по измерению мощности не входит в стоимость чип-тюнинга. В среднем одно измерение стоит от 4000 ₽.

Чип-тюнинг турбированного бензинового двигателя даёт большой прирост мощности. Меняется давление наддува, что увеличивает объём сжигаемой топливно-воздушной смеси. Чип-тюнинг турбированной машины в среднем даёт прирост в 40–90 лошадиных сил и 100–150 Н⋅м крутящего момента.
Атмосферные двигатели тоже чипуют, но мощность возрастает не так сильно. Средние значения — прибавка в 20–40 лошадиных сил и 20–50 Н⋅м крутящего момента.
Все современные дизельные двигатели оснащаются турбинами. После чип-тюнинга у таких автомобилей прибавляется около 30–50 лошадиных сил и 50–80 Н⋅м крутящего момента.
Также после чип-тюнинга автомобилей с автоматической коробкой (АКПП) могут измениться предельные значения по оборотам двигателя. Заводские настройки системы сохраняют ресурс агрегатов, поэтому АКПП переключает передачу до того, как обороты достигнут отсечки. После перепрошивки у некоторых моделей появляется возможность раскручивать двигатель до отсечки.
Расход топлива после чип-тюнинга зависит от манеры езды. Но часто он не меняется, а иногда даже становится меньше. Так происходит потому, что при возросшей мощности для ускорения нужно меньше газовать. Это значит, что двигатель расходует меньше топлива.
Улучшаются динамические показатели. Например, время разгона до 100 км/ч сокращается примерно на одну секунду. Это достаточно много — ощущения от вождения меняются.
Для бензиновых двигателей
Турбированных бензиновых двигателей становится всё больше, но многие машины по-прежнему оснащают атмосферными моторами. Узнать, какой именно двигатель установлен, можно в инструкции по эксплуатации, в сервисе, где обслуживают машину, или в техцентре, где проводят чип-тюнинг.

После чип-тюнинга автомобиля с бензиновым двигателем нужно использовать высококачественное топливо, иначе может возникать детонация, которая навредит поршневой группе. Заправляться нужно только на крупных сетевых АЗС. Для атмосферных двигателей подойдёт 95 бензин с присадками — например, G-Drive от «Газпром нефти» или ЭКТО Plus от «Лукойла». Для турбированных моделей нужно использовать бензин АИ 100.
Для дизельных двигателей
Прошивка дизельного двигателя технически не отличается от чип-тюнинга бензинового агрегата. Дизельные двигатели даже с заводскими настройками очень чувствительны к качеству топлива, поэтому до и после чип-тюнинга нужно заправляться только на крупных сетевых АЗС.

Стоимость чип-тюнинга
Стоимость чип-тюнинга зависит от двух факторов: модели двигателя и техцентра, где проводят работы. В среднем работы стоят 25 000–30 000 ₽. Если блок нужно снимать с автомобиля и распаивать, то операции будут стоить дороже.
Есть сервисы, которые осуществляют настройку ЭБУ дешевле, но зачастую они используют кустарные прошивки. По этой причине в лучшем случае заявленного прироста мощности не будет, а в худшем — двигатель будет работать неправильно.
Грамотные специалисты перед чип-тюнингом проводят комплексную диагностику двигателя, коробки передач и механизмов трансмиссии. После чип-тюнинга нагрузки на эти агрегаты возрастают. Поэтому если есть какие-либо неполадки, их нужно устранить. Иначе детали быстро придут в негодность. У некоторых компаний диагностика входит в стоимость чип-тюнинга. А иногда за неё приходится доплачивать — от 1500 до 3000 ₽.
Плюсы и минусы чип-тюнинга
У чип-тюнинга есть преимущества и недостатки.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Увеличение мощности | Необходимо использовать только высококачественное топливо |
Улучшение динамики | Необходимо чаще обслуживать автомобиль |
Снижение расхода топлива | Есть риск установки некачественной прошивки |
Можно слететь с гарантии |
Риски и последствия чип-тюнинга
Если установлена некачественная прошивка, то двигатель будет работать неправильно. Это значит, что он будет расходовать больше топлива и вырабатывать меньше энергии.
Серьёзные поломки, напрямую связанные с чип-тюнингом, случаются редко. Но так как нагрузки на двигатель и трансмиссию возрастают, агрегаты нужно чаще обслуживать, иначе происходит ускоренный износ деталей. У бензиновых и дизельных турбомоторов могут быстрее изнашиваться компоненты нагнетателей. Также недопустимо использование низкокачественного топлива.
На вопрос, влияет ли чип-тюнинг на ресурс двигателя, нельзя ответить однозначно. Негативные последствия возникают, если автомобиль постоянно эксплуатируют в предельных режимах и редко обслуживают.
Если автомобиль чипован, то могут возникнуть проблемы с дилерами. Например, они могут отказать в гарантийном ремонте. Но увидеть, что у автомобиля нештатная прошивка, не так просто — если работы выполнены грамотно. Обнаружить неоригинальный софт дилеры могут по косвенным признакам — например, по следам демонтажа блока управления или по возросшему объёму потребляемого воздуха.
Мифы о чип-тюнинге
Некоторые автомобилисты считают, что любое вмешательство в автомобиль вредит его системам. Отчасти это правда — если вмешательство выполнено неквалифицированными сервисменами. Если проводить чип-тюнинг в грамотных техцентрах, а затем часто и качественно обслуживать машину, вреда для агрегатов не будет. Также при необходимости нештатную прошивку ЭБУ можно снова заменить на заводскую. Такие операции ничем не отличаются от чип-тюнинга.
Ещё некоторые автомобилисты путают прошивку ЭБУ и установку так называемых бустеров. Это специальные устройства, которые подключаются к диагностическому разъёму или бортовой сети автомобиля, если он оснащён электронной педалью газа.
Существуют дорогие и дешёвые устройства. Дешёвые изменяют реакцию на нажатие педали газа. Например, когда водитель нажимает педаль наполовину, с помощью бустера ЭБУ открывает дроссельную заслонку полностью. Поэтому создаётся ощущение прироста мощности. Однако на деле этого не происходит. Такие устройства могут стоить 8000–13 000 ₽.
Более дорогие блоки меняют алгоритм работы ЭБУ двигателя. То есть они работают как чип-тюнинг, только новое ПО устанавливается не в штатный блок, а в дополнительный. Такой бустер может стоить от одной до нескольких тысяч долларов.

FAQ
Может ли чип-тюнинг навредить двигателю?
Напрямую нет. Но если прошивка некачественная, то в работе агрегата могут происходить сбои. Также проблемы возникают, если двигатель не обслуживать чаще, чем до чип-тюнинга, и не использовать только высококачественное топливо.
Можно ли сделать чип-тюнинг дистанционно?
Да, но для этого нужно специализированное диагностическое оборудование и специальные программы, которые устанавливают на компьютер или ноутбук. Затем через удалённый компьютер подключаются к автомобилю и меняют прошивку.
Нужно ли механическое вмешательство в компоненты автомобиля при чип-тюнинге?
Чаще всего нет, но на некоторых моделях приходится демонтировать и вскрывать блок управления.
Чип-тюнинг позволяет добиться максимальной отдачи двигателя?
Нет, чип-тюнинг обычно является первым и самым простым этапом увеличения мощности. Для дальнейшего повышения уровня отдачи, например, удаляют катализаторы, сажевые фильтры, меняют элементы впуска, выпуска и нагнетатели.
Можно ли сделать чип-тюнинг самому?
Да. Для этого понадобится прошивка, компьютер со специальным ПО и адаптеры для подключения к диагностическому разъёму. Если предполагается вскрытие блока, то также потребуется оборудование для физического подключения к ЭБУ.
Вывод
Чип-тюнинг — это самый доступный и простой способ увеличения мощности двигателя. Чаще всего работы проводят без демонтажа и вскрытия блока управления — через подключение к диагностическому разъёму. Стоимость чип-тюнинга в профильном техцентре — от 25 000 до 30 000 ₽. Для замера результатов используют диностенд. После выполнения работ нужно чаще обслуживать двигатель и механизмы трансмиссии (менять масло и фильтры), а также использовать высококачественное топливо.