logo
Ещё
21 августа 2018
5
Обновлено 22 августа 2018
Frank RG: россияне в 2017 году перевели друг другу 14 триллионов ₽

Frank RG: россияне в 2017 году перевели друг другу 14 триллионов ₽

Исследовательская компания Frank Research Group представила обзор рынка денежных переводов между физическими лицами. Его авторы выяснили, что происходит в этом сегменте и какие финансовые организации стали лидерами по качеству платёжных услуг.

Компания Frank RG опубликовала результаты исследования «Денежные переводы физлиц 2018», которое проводилось с марта по август текущего года. Эксперты подсчитали, что за 2017 год рынок денежных переводов вырос на 77%: по данным ЦБ, объём переводов с использованием карт, не связанных с оплатой товаров и услуг, составил 19 триллионов ₽. Из них 13–14 триллионов ₽ — переводы физических лиц друг другу, оценивает Frank RG.

«Рынок растёт, потому что безналичные переводы — это удобно», — комментирует руководитель проектов Frank Research Group Анастасия Чувило. На платёжном рынке наблюдается тенденция сокращения оборота наличных денег и перехода к безналичной оплате товаров и услуг. Сейчас в России 56% объёма всех платёжных операций проходят в безналичной форме. Люди привыкают пользоваться картами, и эта привычка распространяется и на p2p переводы (peer-to-peer, то есть между физлицами).

Второй драйвер роста — удешевление переводов. Большая часть переводов может быть бесплатной, и клиенты к этому привыкают, говорится в исследовании. Люди привыкают и к тому, что за расходы по картам они получают какое-то вознаграждение — в виде кэшбэка или бонусов, так что они переводят средства на ту карту, с которой потом их тратят.

Участники рынка тоже наблюдают рост переводов между пользователями своих услуг. «Каждый год переводы между физическими лицами увеличиваются почти в два раза», — приводит статистику ВТБ представитель пресс-службы банка.

В первую очередь на увеличение объёма переводов влияет уровень проникновения банковских услуг — в крупных городах люди уже привыкли расплачиваться картами, а не снимать сразу всю зарплату наличными, объясняют в пресс-службе Абсолют-банке. Также в целом транзакционная активность по картам связана с увеличением финансовой грамотности населения и уменьшением количества «серых» зарплат. И удобство самого сервиса переводов тоже играет свою роль. Особенно переводы внутри одного банка, когда за перевод нет комиссии.

Эксперты Frank RG предполагают, что в следующем году этот рынок может и не вырасти. «Есть серьёзные факторы, которые могут “срезать” этот рост, — рассуждает гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов. — Во-первых, безналичные операции не могут расти бесконечно. Вторая история связана с активностью налоговой, которая даёт недвусмысленные сигналы, что будет бороться с серыми схемами, например, когда по системе card-to-card происходит оплата товаров и услуг. Таким образом, если налоговая будет бороться за каждый рубль, следующий логичный шаг населения — отток в кэш».

https://www.sravni.ru/text/2018/6/27/kakie-novovvedenija-gotovit-federalnaja-nalogovaja-sluzhba/

Вместе с тем возможны и позитивные сценарии. Эксперты из ВТБ предполагают, что рынок будет расти аналогичными темпами и в 2018 году. Увеличение объёма переводов обусловлено несколькими факторами: большим доверием пользователей к интернет-платежам и переводам, запуском новых, удобных (в том числе мобильных) сервисов, снижением стоимости перевода для конечного получателя.

Пресс-служба Абсолют-банка поделилась со Сравни.ру цифрами за 2018 год. «Количество операций по p2p переводам за полгода составило 117,5 тысячи, объём — 1,8 миллиарда ₽, — рассказывает представитель кредитной организации. — По сравнению с прошлым годом число операций увеличилось в 2,7 раза. Растёт и ежемесячный показатель. В этом месяце — на 4% по сравнению с прошлым, что составляет почти 22 тысячи операций».  

«Звёзды» исследования

В исследование Frank Research Group вошли 44 игрока: банки, электронные кошельки, мобильные операторы и системы денежных переводов без открытия счёта. В итоге «звёзды» Frank RG как лучшие сервисы денежных переводов получили:

  • Сбербанк

  • Qiwi

  • Банк «Уралсиб»

  • Тинькофф

  • Альфа-Банк

  • Бинбанк

По словам Анастасии Чувило, исследование проводилось на основе ряда источников. Анализировались открытые источники: отчёты ЦБ, официальная статистика, отчёты международных консалтинговых компаний по платежному рынку в России и за рубежом. Отдельно собрана информация по тарифам и условиям в части денежных переводов физических лиц.

«Мы также провели интервью с экспертами (представителями отраслевых ассоциаций, банков, электронных кошельков, мобильных операторов), глубоко погруженными в тему и занимающими руководящие позиции», — рассказывает Чувило.

Специалисты исследовали личные кабинеты в веб-интерфейсах и мобильные приложения, прошли наиболее распространённые сценарии p2p-переводов и оценили ряд параметров по каждому из них.

Важной составляющей исследования стал клиентский опрос. «Чтобы на качественном уровне понять клиентское поведение, мы провели несколько фокус-групп с активными пользователями услуг p2p-переводов и регулярных платежей, людьми разного возраста и социального положения», — рассказывает Анастасия Чувило. Ещё 516 человек по всей России ответили на вопросы исследования онлайн. В формате анкетирования им были заданы порядка 20 вопросов, связанных с использованием платежных сервисов, с предпочитаемыми каналами, брендами, которые они знают и когда-либо использовали или используют сейчас.

Агрегировав полученную информацию, эксперты выделили и привели к единой шкале 142 показателя в четырёх категориях — удобство сервиса (вес этой категории в итоговом индексе — 25%), тарифы и условия (25%), сила и надёжность брендов (20%) и предпочтения клиентов (30%).

Выбрать дебетовую карту

Калькулятор Сравни.ру