logo
Ещё
3 ноября 2010
129
 Лицензионный лабиринт

Лицензионный лабиринт

Сегодня государство пытается принять много разнообразных, подчас даже парадоксальных законов, которые должны положить конец распространению контрафактной продукции. Но ничего подобного не происходит. Как не купить "кота в мешке", сэкономить и не нарушить чье-либо авторское право?

Странная ситуация сложилась в нашей стране так и не победившего окончательно пиратства.  Сегодня государство усиленно пытается принять много и самых разнообразных, подчас даже парадоксальных законов, которые должны, наконец-таки, положить конец распространению контрафактной продукции. Однако проблему выбора и дороговизны лицензионной продукции, в частности,  DVD и CD дисков, данные инициативы пока не решают. Сравни.ru попытается разобраться, как не купить "кота в мешке", сэкономить и не нарушить чье-либо авторское право. 

Что самое интересное, большинство потребителей отнюдь не ратуют за торжество правоохранительных органов.  Мало того: хоть разок, но качнут с торрентов какой-нибудь музыкальный альбом или фильм или даже целый сериал. Как вариант - просто пойдут в сомнительную палатку около ближайшего метро и купят там явно нелицензионный диск по цене 150-200 рублей. В чем же причина подобного пренебрежения кодексом? Возможно ли сегодня, не нарушая закон, приобретать только нужные вам фильмы и музыкальные диски по относительно приемлемой цене без ущерба для личного бюджета?

 

Причины борьбы

Как ни странно, истоки активной борьбы с распространением нелегального аудио и видео в России стоит искать не только в экономике, но и во внешней политике. Наше государство давно метит во Всемирную Торговую Организацию. Для ВТО же членство России сомнительно – и одна из заявленных причин тому - разгул пиратства, приносящий огромные убытки правообладателям. Спор на заданную тему, очевидно, не вписывается в рамки нашего сюжета, стоит, пожалуй, упомянуть, что среди стран-членов ВТО есть страны с не менее развитым рынком пиратской продукции, например, Украина, Польша, Китай.

Тем не менее, претензии ВТО не совсем беспочвенны. Деятельность аудио и видео пиратов действительно бьет по карману правообладателей: чем больше на рынок поступает пиратской продукции, тем больше страдают продажи лицензионных CD и DVD дисков, тем меньше торговый оборот магазинов, занимающихся распространением только легальной продукции. На «лотках» сегодня можно купить какой-нибудь нашумевший новый фильм или музыкальный альбом ещё до его официального выхода. И если фильм, купленный таким образом, скорее всего, окажется «экранкой», то от аудиодиска можно ожидать качества звука и оформления, близкого к оригинальному.


Творцы и правообладатели

Так почему же музыкальный диск аналогичного качества, но с заветной голограммой, подтверждающей правомерность его распространения, зачастую стоит на 50-100% дороже? Здесь мы вплотную подходим к одному казузсу в современной экономике, который иначе как «преодоление психологического барьера заявленной стоимости» и не назовешь - который, собственно, и мешает потребителю  выложить из своего кармана требуемую сумму на лицензионный аудио-видео продукт.

Может, конечно, потребитель и заплатил бы указанную сумму, но мысль о том, что большая часть средств с продаж легальной продукции все равно пойдет не в карман авторам, артистам, музыкантам, певцам, сценаристам и так далее, а фирмам, выпускающим и продающим данную продукцию, видимо, и не позволяет преодолеть психологический барьер.  При удачном раскладе, авторы CD получают всего около 13-14% от стоимости диска в магазине, а чаще значительно меньше. Иногда практикуется получение какой-то определенной суммы за права на издание CD. Но все равно большую часть прибыли получает фирма-издатель.

C DVD-дисками дело обстоит ещё сложнее, поскольку актеры и большая часть съемочной группы получают заранее оговоренный гонорар, а DVD-диски выпускаются по лицензии, купленной у производителей фильма, то есть кинокомпании, студии, продюсера. В лучшем случае, к этим деньгам имеет отношение режиссер. Иногда сценарист и композитор. То есть, как это озвучено в марксистской экономической теории, "творение отчуждается от творца". Как результат – отсутствие у потребителя ассоциаций между лицензионным продуктом и автором контента. Проще говоря, потребитель не понимает, за что он должен платить деньги.


Куда податься зрителю

Конечно же, в войне лицензионных и нелицензионных продуктов решающим аргументом в пользу вторых на данный момент остается их цена. А на стороне  первых – качество. Но всегда ли контрафакт дешевле? В случае с новинками киноиндустрии, цена лицензионных DVD дисков, и правда, намного выше стоимости пиратских копий.  А зачем человеку фильм за 400-500 рублей, который, с большой долей вероятности, он посмотрит один раз и выбросит в помойку? Здесь-то на помощь законопослушным потребителям  спешат различные  онлайн видео сервисы, каковых сейчас немало в рунете, хоть появились они и позже, чем в Европе и Америке. Благодаря этим сервисам можно - либо бесплатно, но с рекламой, либо за сравнительно небольшую плату от 40 до 100 рублей, посмотреть фильмы, сериалы, видеозаписиконцертов и телепрограммы, не закачивая контент на свой компьютер. Причем в хорошем качестве.  Среди российских легальных сайтов  такой направленности можно выделить следующие:

В первую очередь, это ivi.ru, которые предоставляют свои услуги не только на сайте компании, но и выкладывают видеоматериал в известной социальной сети "Вконтакте". Удовольствие бесплатное, но с рекламой. 

Zoomby.ru - совместный проект компании «Веб-ТВ» и холдинга ВГТРК. Здесь можно бесплатно посмотреть новые фильмы, сериалы и программы центральных телеканалов в хорошем качестве.

Бесплатны для пользователей проекты RUHD.ru и TVzavr.ru, предлагающие достаточно обширные коллекции высококачественного лицензионного видео.

Из платных сервисов отметим Videomayak.ru, предоставляющий не только возможность онлайн просмотра, но и легального скачивания видео. Средняя цена просмотра или загрузки видео - 40 рублей.

Если же мы говорим о фильмах, которые вышли год назад и более, то цена пиратских дисков практически не отличается от цены лицензионных. Более того, известны казусы, когда официальные издания оказывались дешевле пиратских. Например, в одной из крупных сетей торговли бытовой техникой и электроникой сотни наименований DVD дисков  можно купить по цене от 25 до 150 рублей.  В этом списке и классика советского кинематографа, фильмы российского производства и зарубежные блокбастеры, еще недавно собиравшие полные кинотеатры.  И это отнюдь не единичный пример .  


Куда податься слушателю

С музыкальными дисками все обстоит немного по-другому. Официальная, лицензионная продукция, выпущенная у нас в стране  местными или зарубежными исполнителями, стоит от 150 до 350 рублей. Но, во-первых, российские издающие компании рынок не насыщают, а диски, произведённые по лицензии за границей, стоят уже от 700 рублей и выше.  Пираты успешно пользуются положением на рынке, заполняя образовавшуюся нишу аудиодисками – и по количеству, и по цене от 100 до 300 рублей за штуку.  К тому же, качество аудио материала на пиратских дисках, как правило, не страдает. И хотя их продукция отличается от фирменной штамповки,  разницу не заметишь, пока не протестируешь диск на собственном компьютере. Ощутимые на глаз отличия видны в оформлении -  в плохой цветопередаче обложки, отсутствии книжечки с текстами, голограммы звукозаписывающей компании; иногда оформление полностью отличается от оригинала.

Законопослушным любителям музыки можно посоветовать заказывать диски напрямую  у записывающих лейблов через интернет. В этом случае в выборе не остается почти никаких ограничений. А цена обыкновенного компакт-диска, сделанного, например, в США составляет 10-14 долларов, то есть в 2 раза меньше, чем цена аналогичных CD в наших магазинах. Доставка от Дяди Сэма будет стоить от 7 до 12 долларов. То есть, при заказе даже одного единственного диска вы не потеряете в деньгах. А заказывая сразу несколько дисков, сэкономите круглую сумму, да ещё и сможете хвастаться аутентичностью приобретённой вами вещи. 

В Европе цены, как правило, чуть выше, но и стоимость доставки снижается. Сделать заказ достаточно просто.  Для этого нужно узнать либо официальный сайт исполнителя, либо сайт выпускающего лейбла.  В интернете есть множество баз данных исполнителей и записывающих компаний.  Одной из самых крупных и популярных считается Discogs.com, где указаны  выпускные данные дисков, а так же электронные адреса исполнителей и рекорд-лейблов.   На этом же портале, кстати, можно послушать небольшие аудио фрагменты.  Так же можно найти нужные вам ресурсы через социальные сети MySpace и Twitter, в которых зарегистрированы почти все музыканты. На страничках их профилей есть ссылки на сайты, где можно приобрести их записи. Оплачивать такие покупки можно банковской картой или через платежную систему PayPal (paypal.com.ru). Если вы не хотите покупать «кота в мешке», то там же, в профилях, можно найти аудиотреки для прослушивания.

Ещё одна возможная опция для ознакомления – это система  Lastfm.ru, где можно прослушать фрагменты аудиозаписей, полные треки и скачать бесплатные композиции любого артиста.  За 100 рублей в месяц на Lastfm.ru можно подключиться к онлайн радиоканалам и слушать  все, что душе угодно, или даже создать свое собственное радио.

 

Право выбора

В ситуации, которая сейчас сложилась в нашей стране вокруг пиратской и официальной аудио и видео продукции, виноваты во многом сами крупные лейблы, производители и продавцы CD и DVD.  Ориентируясь в ценовой политике на Европу и Америку, они пытаются продать свою продукцию по цене, совершенно не согласующейся с уровнем жизни в России. Выходом для простого, но законопослушного потребителя могут быть описанные выше варианты ознакомления с видео или аудио материалами.  После чего можно уверенно покупать, не переплачивая, понравившиеся диски, которые Вы с удовольствием поместите в свою аудио-видео коллекцию, оставив пылиться на полках в магазине то, что не представляет для Вас никакого интереса.