Цены на ОСАГО повышаются, поэтому некоторые не покупают полис. Защитить машину от таких водителей помогает мини-каско. Наш герой Алексей не оформил его и потерял 80 000 ₽.
Личный опыт: я не купил мини-каско и пожалел об этом
Как произошло ДТП
Воскресным утром 7 августа 2022 года мы решили съездить в парк с ребёнком на своей машине Audi A3.
Отъехали совсем недалеко от дома, прошло буквально пять минут. Я двигался по крайней правой полосе. Всего было две полосы в одну сторону и две в другую. Я не спешил, ехал спокойно. В это время с остановки отъезжали два автомобиля: Audi Q7 и Hyundai Starex. Они попытались залезть в мой ряд, а я притормозил перед ними и затем проехал по своему ряду дальше. Они ехали за мной.
Дальше я поехал прямо, продолжая двигаться в крайнем правом ряду. А левый ряд из-за ремонтных работ сужался в обочину.
Перед светофором я начал тормозить. Мужчина в Hyundai Starex начал обгонять меня слева по обочине. Затем он увидел сужение обочины и попытался сразу слева заскочить в мой ряд, причём довольно резко. Я не успел затормозить, и он сзади своим правым крылом въехал в моё переднее крыло и остановился одной частью машины на обочине, а другой — на моей полосе. Его перестроение снесло мне бампер и помяло левое крыло.
Как повёл себя виновный водитель
Водитель Hyundai начал обвинять во всём меня. Хотя было очевидно, что это не моя вина. Я понял, что это надолго, отправил жену с ребёнком обратно домой, установил знак аварийной остановки и позвонил в 112. Там мне сказали, что если нет пострадавших и разлива бензина на дороге, нужно просто сфотографировать место ДТП, зарисовать схему, отправить им в WhatsApp и подъехать в Центр помощи при ДТП.
Я не захотел оформлять европротокол, потому что у нас с водителем были разногласия, а при разногласиях выплата составляет всего до 100 000 ₽. А мне не было понятно, окупится ли этой суммой мой ущерб — за счёт того, что было помято крыло и пополам разорван бампер. Я не знал, не пострадала ли защита двигателя, и не мог прикинуть сумму ущерба на глаз.
Как оформить европротокол через «Госуслуги Авто»
Водитель Hyundai сказал, что у него есть ОСАГО, есть видеорегистратор, и он будет доказывать, что не виноват. Схему ДТП, которую я нарисовал, он не подписал, сказав, что его машина стоит по-другому, а мой рисунок неправильный. Я подписал схему, и мы поехали в Центр помощи при ДТП.
Как мы оформляли аварию и вскрылась проблема с ОСАГО
Я приехал туда первым, минут 10 ждал второго водителя и уже заволновался, приедет ли он вообще. Тот всё-таки приехал, но вёл себя уже совершенно иначе, этого человека будто подменили. Возможно, пока он ехал, проконсультировался с кем-то по телефону и понял, что доказать свою правоту у него в такой ситуации не выйдет. Он предложил решить проблему по-другому, договориться и поехать к его знакомому в автосервис. Я не согласился, сказав ему, что не понимаю, зачем такие сложности, если его страховая просто оплатит мне всё по ОСАГО. Он не возразил, и мы пошли оформлять документы.
При оформлении выяснилось, что мужчина, который был за рулём, не вписан в полис ОСАГО. Машина была куплена совсем недавно, и полис остался оформленным на её предыдущего владельца. Этот полис начали проверять на действительность в РСА. Выяснилось, что он уже недействителен. Скорее всего, предыдущий собственник аннулировал его после продажи автомобиля, чтобы вернуть себе остаток денег.
Таким образом, оказалось, что ОСАГО у второго водителя по факту просто не было.
Почему я решил ремонтировать машину сам
Было очевидно, что по суду я от виновного всё равно ничего не получу, так как он не местный, у него четверо детей и нет официальной работы. Я понял, что судиться с ним вообще не хочу, потому что это прежде всего моё время и нервы: мне придётся в рабочее время ездить по судам, брать отпуск за свой счёт, волноваться. Даже если бы у него была официальная работа, например, с оплатой в 20–30 тысяч ₽, суд назначил бы мне мизерную ежемесячную компенсацию от этой суммы, которую он выплачивал бы мне несколько лет, а ремонтировать машину всё равно нужно сейчас.
Мы оформили справку о ДТП, из которой было ясно, что он виноват. Далее мы разъехались, и больше я не стал никуда обращаться. Буду чинить машину за свой счёт. Я обратился в сервис и оценил стоимость ремонта, он обойдётся примерно в 70–80 тысяч ₽. То есть если бы у второго водителя всё же было ОСАГО, хватило бы даже выплаты по европротоколу.
Как в этой ситуации мне бы могло помочь мини-каско
Виню себя в том, что не купил мини-каско от бесполисных водителей, которое было у меня в прошлом году. Ведь тогда бы я получил деньги на ремонт. В моё мини-каско в прошлом году также входили защита от угона машины, защита от повреждений из-за падения предметов и из-за стихийных бедствий, страховка пассажиров и услуга помощи на дороге. Полис с комплексом этих услуг обошёлся мне примерно в 10 000 ₽. Я мог бы купить такой же полис и сейчас бесплатно отремонтировать машину.
В этом году я не купил мини-каско, потому что машины подорожали, и моя стала стоить в среднем в два раза больше, чем стоила раньше. Я запросил страхование на эту новую сумму, но мне отказали, и я решил страховку не брать. Сейчас я об этом жалею, надо было страховаться от бесполисных хотя бы на старую стоимость машины.
Меня возмущает, что я как законопослушный водитель, купивший ОСАГО, всё равно не защищён. В меня может вот так врезаться любой безработный, и мне придётся всё равно ремонтировать машину за свой счёт. А если бы повреждения были более серьёзными, я мог бы вообще просто остаться без машины, и никто бы мне это не компенсировал. Поэтому мини-каско плюсом к ОСАГО я вижу единственным выходом из подобной ситуации.