logo
Ещё
19 декабря 2024
182
Штрафы за незаконное привлечение инвестиций: что они значат для бизнеса и обычных людей

Штрафы за незаконное привлечение инвестиций: что они значат для бизнеса и обычных людей

11 декабря 2024 года Госдума приняла законопроект‚ который добавляет в КоАП новую статью. Теперь юридические и физические лица будут получать штраф‚ если привлекут от физлица инвестиции‚ не имея на это специальной лицензии Центрального банка.

avatar
Редактор по бизнесу

Какими будут новые штрафы за незаконное привлечение инвестиций

Согласно принятым изменениям в законодательстве, теперь компании, которые без лицензии ЦБ привлекают деньги от частных инвесторов, могут быть оштрафованы.

Банк России ещё в 2023 году заявил Госдуме, что хочет ограничить круг структур, привлекающих инвестиции граждан, только финансовыми организациями. Зампред ЦБ Герман Зубарев отметил, что пока что привлекать инвестиции от неограниченного круга лиц может любое юридическое лицо, и этим пользуются мошенники.

В описании нарушений закон использует понятие публичной оферты.

Оно означает предложение заключать договор, которое предприниматель или компания делает многим людям сразу. Иначе говоря, оферта — это предложение товаров или услуг, которое делается неопределённому кругу людей. Рассылка по электронной почте или СМС, описание услуг с ценами на сайте компании или предпринимателя — это примеры публичной оферты.

По принятому законопроекту есть два типа правонарушений, за которые вводятся штрафы. Новая ст. 14.56.1 КоАП РФ предусматривает два состава:

оказание услуг по привлечению инвестиций физлиц лицом, у которого нет права на это;

привлечение инвестиций с нарушением установленных требований.

1. Оказание услуг по привлечению инвестиций от физлиц.

Такие услуги оказывают или путём публичной оферты, или путём предложения делать оферту, которое направлено неопределённому кругу людей. Человек, который оказывает эти услуги, не имеет права привлекать инвестиции. Закон особо подчёркивает, что речь идёт именно о случаях, в которых нет состава уголовного преступления.

«Оказание услуг по привлечению инвестиций физических лиц» предполагает любое побуждение граждан заключить сделку с компанией. Сюда относятся, например, рекламные объявления, в которых граждан призывают вкладывать во что-либо деньги. Незаконными такие действия считаются потому, что у того, кто их совершает, нет на это лицензии Центробанка. Они не имеют права давать кому-то инвестиционные советы. Теоретически даже блогер, который рекламирует какую-либо компанию и призывает покупать её акции, может подпасть под этот закон.

Штрафы составляют:

от 5 до 30 тысяч ₽ для физлиц;

от 20 до 50 тысяч ₽ для должностных лиц и ИП;

от 300 до 500 тысяч ₽ для юрлиц.

Индивидуальные предприниматели (ИП) и юрлица могут получить вместо штрафа приостановку деятельности на 60 суток.

2. Привлечение инвестиций от физлиц.

Как и в первом случае, это делается путём публичной оферты либо путём предложения делать оферту, которое направлено неопределённому кругу людей. Такие действия совершает лицо, не имеющее права привлекать инвестиции. Разница с первым пунктом состоит в том, что в первом случае речь идёт про оказание услуг по привлечению инвестиций, а во втором говорится непосредственно про привлечение инвестиций.

Штрафы составляют:

от 30 до 50 тысяч ₽ для физлиц;

от 50 до 100 тысяч ₽ для должностных лиц и ИП;

от 500 тысяч до 1 миллиона ₽ для юрлиц.

ИП и юрлица могут получить вместо штрафа приостановку деятельности на 90 суток.

Зачем приняли такой закон

Меры направлены на борьбу с нелегальными инвестиционными схемами, часто маскирующимися под легальный бизнес. Основная цель — предотвратить деятельность финансовых пирамид, которые привлекают деньги населения под обещания высокой доходности, а затем исчезают.

7 типов людей, которые могут попасть в финансовую пирамиду

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в 2018–2022 годах Центробанк получил 6000 жалоб на компании, у которых есть признаки финансовых пирамид, только от отдельных граждан. Если учитывать коллективные обращения, то число жалоб доходит до 8000. Ущерб авторов этих обращений превысил 4,5 миллиарда ₽.

Если в 2015 году Банк России зафиксировал 200 финансовых пирамид, то, например, в 2022 году — уже 1481.

Новый закон разработан, чтобы пресечь незаконную деятельность по привлечению инвестиций от обычных людей теми, у кого нет права привлекать инвестиции. При этом их деятельность не содержит признаков уголовного преступления.

Законопроект устанавливает годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

«В целях противодействия финансовым пирамидам правом на публичное привлечение средств граждан в качестве инвестиций будут обладать только финансовые организации, поднадзорные Банку России, — отмечал ранее зампред ЦБ Герман Зубарев. — Мне кажется, это справедливо, что деньгами людей будут распоряжаться проверенные и профессиональные участники».

Финансовые некредитные и кредитные организации, поднадзорные Центробанку:

  • банки;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • микрофинансовые организации;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • жилищные накопительные кооперативы;
  • страховые организации;
  • организаторы торговли;
  • клиринговые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • рейтинговые агентства;
  • расчётные депозитарии;
  • центральные контрагенты;
  • центральные депозитарии;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
  • репозитарии (места, где хранится информация о договорах, которые были заключены не на организованных торгах);
  • ломбарды.

В чём сложности статьи о незаконном привлечении инвестиций для малого бизнеса

Георгий Габолаев

основатель юридической компании «Группа-А»

Компании, которые привлекают деньги для своих проектов, не имея намерения нарушать закон, теперь вынуждены получать лицензию Центробанка. Это увеличивает административную нагрузку, особенно на малый бизнес, который может просто не знать о новых требованиях.

Многие компании, привлекающие займы от частных лиц для развития, могут оказаться в серой зоне, поскольку их деятельность может быть истолкована как незаконное привлечение инвестиций. Это требует чёткого разъяснения норм и критериев.

Не исключено, что инвестиции станут менее доступным способом заработка. Ужесточение правил может отпугнуть частных инвесторов. Особенно тех, кто инвестирует через небольшие компании или стартапы.

Компании, которые занимаются привлечением частных инвестиций в рамках действующего законодательства, могут столкнуться с дополнительными проверками. Это увеличивает расходы на соответствие требованиям.

Например:

бизнесу придётся подавать отчётность в ЦБ;

могут быть значительные затраты на получение лицензии;

возрастут юридические риски, что потребует привлечения квалифицированных юристов и аудиторов.

Это может привести к уменьшению количества компаний, готовых привлекать частные инвестиции. Что, в свою очередь, сузит возможности для инвесторов.

В таких условиях бизнесу нужно сделать три шага.

  • Оценить необходимость получения лицензии. Компании, которые привлекают деньги от физических лиц, должны оценить, подпадает ли их деятельность под новые нормы. Если да, следует оперативно подать в ЦБ заявку на получение лицензии. Список требований публикует ЦБ, они зависят от вида деятельности.
  • Обучить сотрудников. Важно проинформировать руководство и сотрудников о новых правилах, чтобы избежать штрафов.
  • Избегать серых схем. Любые попытки обхода закона могут привести к крупным штрафам и другим санкциям.

Поможет ли закон в борьбе с финансовыми пирамидами

Новый закон действительно может усложнить задачу мошенникам. Центробанк уже активно следит за подобными схемами, и введение штрафов — это дополнительный инструмент воздействия.

Проблема в том, что финансовые пирамиды редко действуют открыто.

По этой причине, считает Георгий Габолаев, штрафы смогут остановить лишь тех, кто работает на грани закона. Для полного искоренения пирамид потребуется усиление контроля над рекламой и продвижением подобных схем.

В борьбе с финансовыми пирамидами закон может оказаться полезным. Но его успех будет зависеть от эффективности контроля со стороны ЦБ и уровня информированности обычных людей о рисках нелегальных схем.

Итог

Принятый Госдумой закон — попытка государства упорядочить рынок привлечения инвестиций и защитить граждан от мошеннических схем. Чтобы его исполнение не создало трудностей для добросовестного бизнеса, предпринимателям стоит внимательно изучить законодательство и при необходимости скорректировать свои бизнес-процессы.