К списку статей
15 декабря 2021
12 529
Обновлено 14 декабря 2021
Советы

Новая схема мошенничества: вредоносное ПО и фальшивые call-центры

У мошенников появилась новая схема обмана: теперь они просят перезвонить в службу поддержки банка. Оператор call-центра оказывается подставным и в ходе беседы пытается выяснить данные пользователя, чтобы потом украсть деньги. Рассказываем, как распознать обман и не потерять сбережения.

Мария Дергачева

Три варианта новой мошеннической схемы с call-центром

О новой схеме обмана сообщило РИА Новости со ссылкой на руководителя проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгению Лазареву. Один из вариантов описала компания Positive Technologies, специализирующаяся на киберугрозах.

Вот как могут действовать мошенники:

  1. Человек получает СМС с просьбой перезвонить в банк по указанному номеру. Если набрать номер, то ответит подставной оператор, который будет различными способами выманивать данные банковской карты.
  2. Клиенту поступает звонок «из банка», который быстро обрывается. Человек перезванивает на этот номер и оказывается втянутым в беседу с мошенниками.
  3. Клиенту банка приходит сообщение по электронной почте. В нём говорится, что адресат оформил платную подписку и отменить её можно, только перезвонив в банк по указанному номеру. По этому номеру человек попадает в подставной call-центр, где оператор даёт инструкции по загрузке файла Excel — якобы для отмены подписки. После активации файла на устройство загружается вредоносное приложение, позволяющее украсть данные. При этом в самом письме нет никаких угроз или сомнительных ссылок, поэтому антивирусники его не блокируют. Также возможны и другие варианты: приложение попросят установить не для отмены подписки, а, например, для получения инвестиций.

Почему легко поверить мошенникам «из call-центра»

Схема строится на одном из главных правил безопасности: чтобы защититься от телефонных мошенников, нужно как можно скорее прекратить с ними разговор и самому перезвонить в банк. Когда человек сам набирает номер, он явно расположен к разговору и теряет бдительность, так как больше доверяет тому, кому сам позвонил. В этом случае мошенникам легче уговорить собеседника назвать свои данные, перевести деньги или установить вредоносную программу.

Что мошенники могут сделать, зная ваши персональные данные

Как действовать правильно

Единственное правильное решение при любом варианте новой мошеннической схемы — перезвонить не по номеру, который предлагается, а по телефону горячей линии банка, указанному на банковской карте. Причём набрать номер нужно самостоятельно — вручную. Второй вариант — зайти на официальный сайт или в мобильное приложение банка, написать о сложившейся ситуации в чат поддержки и следовать инструкциям.

Защитить деньги на карте можно, установив лимит

А выбрать выгодную карту удобно на Сравни.ру

Посмотреть варианты