Анализ среднего чека может помочь собственнику бизнеса прогнозировать доходы и продажи. У этих данных есть и ещё один плюс: они помогут заново посмотреть на всю маркетинговую стратегию фирмы. В статье рассказали‚ как проанализировать средний чек конкурента на B2B-рынке.
Бизнес-практикум: анализируем чек конкурента на B2B-рынке
Советы
дал
Алексей Равинский
генеральный директор Zapusk Group
Что такое средний чек
Средний чек — это сумма выручки компании от одного заказа. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно поделить общую выручку с продаж на количество заказов.
Важно
Стоит рассматривать число продаж, а не отпущенных товаров. Пример: предприниматель продал 1000 единиц товара на сумму 70 тысяч ₽. Всего заказов было 300. В этом случае ему нужно 70 тысяч делить на 300, а не на 1000.
Среднее число продаж конкурента можно выявить по формуле: сумму годового оборота разделить на стоимость среднего чека. Годовой показатель компании и стоимость договоров можно найти в открытом доступе — на сайтах «Rusprofile» или «СБИС».
Для чего нужен средний чек
Анализ среднего чека позволит выявить динамику продаж — например, обратить внимание на то, что осенью чек увеличивается вдвое. Вероятно, это связано с запуском рекламной кампании или особенностью товара — причину необходимо выяснить и скорректировать стратегию сезонных продаж.
С помощью этого показателя удобно анализировать целевую аудиторию — сколько клиент готов платить за услуги и почему. Так, если качество услуг ухудшилось, а стоимость необоснованно выросла — то покупательская способность снизится, и это отразится на среднем чеке.
Третья особенность среднего чека состоит в том, что он поможет оценить качество работы сотрудников. Когда отдел продаж не выполняет план — это тоже скажется на динамике среднего чека.
Средний чек на B2B-рынке
B2B-рынок — это продажи от бизнеса для бизнеса, в отличие от B2C, когда бизнес продаёт обычному потребителю. Например, фирма, которая поставляет оптом стоматологическое оборудование в медицинские центры, работает на B2B (business to business). А медицинский центр, которые продаёт зубные щетки пациентам, это уже B2C (business to client).
Цикл продаж на B2B-рынке будет продолжительнее, чем в B2C, ведь решение о покупке принимает сотрудник другой компании, и каждый этап на уровнях управления потребует утверждения. Средний чек, скорее всего, тоже окажется выше.
Основные критерии для покупки в этом сегменте рынка:
- качество;
- престижность бренда;
- анализ данных (предложения);
- обсуждение с коллегами.
Отличается B2B-рынок и типом продаж: продавец может общаться напрямую с клиентом или через торговую сеть. Между продавцом и покупателем могут появиться посредники — брокеры, которые получат процент за работу.
На B2B-рынке часто используют приёмы для увеличения стоимости контракта, их принято называть международными терминами up-sell и cross-sell. В первом случае клиенту предлагают более дорогую услугу, чем он выбрал изначально. Во втором — с основным товаром продают дополнительные: те, что могут понравиться, или сопутствующие.
Рынок ориентируется на требования заказчика: размеры партии, сроки поставки и другие. Крупные заказы составляют большую часть бизнеса.
Клиенты компании
Выяснить цену услуг конкурента на B2B-рынке помогут клиенты.
Можно открыто запросить у клиентов показать предложения, которые они получили от других компаний. Оценить предложения и сделать стоимость ниже конечной цены.
⭐️ Совет
Полезно использовать обратную связь от всех клиентов, которые работали с конкурентами. На рынке B2B стоит опросить не менее 30% таких клиентов. Предположим, что у компании есть 15 конкурентов — информация о пяти основных из них даст среднее значение по рынку. Общение с конкурентами и заказчиками — это быстрый способ сбора информации.
Предприниматель может столкнуться с «тайными покупателями» из команды конкурентов. Под видом интересующихся клиентов они запрашивают предложения с ценой. Такой вариант даёт результат, но он неэтичен — стоит придерживаться прозрачной и честной позиции.
Диалог с конкурентом
С конкурентами не обязательно сражаться, наоборот, для бизнеса полезно общаться с конкурентами в позитивном ключе. Прямой диалог и дружбу с конкурентами можно завести на мероприятиях — форумах, конференциях и других событиях, где пересекаются предприниматели. Общаясь с представителями своей ниши, можно получить информацию о среднем чеке, а также статистику по рынку и оценку ситуации на нём.
Важно
Вдумчиво анализировать данные о среднем чеке конкурента. То, что хорошо работает в одной компании, другой может не подойти. Например, фирма продаёт ткани в ателье и узнала, что у конкурента цены ниже на 20%. Но только клиенты у них совсем разные: первая фирма работает с мастерскими среднего ценового сегмента, а вторая — с бюджетными ателье, и сама по себе низкая цена поставок не для каждого клиента будет преимуществом.
⭐️ Совет
Если цена на услуги у конкурентов ниже на четверть — не нужно спешить пересматривать все свои коммерческие предложения. Вместо этого стоит понять, почему предложение конкурентов меньше в цене, за счёт чего им удаётся держать его низким (например, качества товара, оборотов продаж). Очень важно не снижать качество ради попытки попасть в данный ценовой сегмент — может быть, в нём работает совсем другая целевая аудитория, которая просто откажется покупать менее качественный товар, пусть и по более низкой цене.