logo
Ещё
26 сентября
128
Бизнес-практикум: анализируем чек конкурента на B2B-рынке

Бизнес-практикум: анализируем чек конкурента на B2B-рынке

Анализ среднего чека может помочь собственнику бизнеса прогнозировать доходы и продажи. У этих данных есть и ещё один плюс: они помогут заново посмотреть на всю маркетинговую стратегию фирмы. В статье рассказали‚ как проанализировать средний чек конкурента на B2B-рынке.

avatar
Редактор по бизнесу

Советы
дал

Алексей Равинский

генеральный директор Zapusk Group

Что такое средний чек

Средний чек — это сумма выручки компании от одного заказа. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно поделить общую выручку с продаж на количество заказов.

Важно

Стоит рассматривать число продаж, а не отпущенных товаров. Пример: предприниматель продал 1000 единиц товара на сумму 70 тысяч ₽. Всего заказов было 300. В этом случае ему нужно 70 тысяч делить на 300, а не на 1000.

Среднее число продаж конкурента можно выявить по формуле: сумму годового оборота разделить на стоимость среднего чека. Годовой показатель компании и стоимость договоров можно найти в открытом доступе — на сайтах «Rusprofile» или «СБИС».

Для чего нужен средний чек

Анализ среднего чека позволит выявить динамику продаж — например, обратить внимание на то, что осенью чек увеличивается вдвое. Вероятно, это связано с запуском рекламной кампании или особенностью товара — причину необходимо выяснить и скорректировать стратегию сезонных продаж.

С помощью этого показателя удобно анализировать целевую аудиторию — сколько клиент готов платить за услуги и почему. Так, если качество услуг ухудшилось, а стоимость необоснованно выросла — то покупательская способность снизится, и это отразится на среднем чеке.

Третья особенность среднего чека состоит в том, что он поможет оценить качество работы сотрудников. Когда отдел продаж не выполняет план — это тоже скажется на динамике среднего чека.

Средний чек на B2B-рынке

B2B-рынок — это продажи от бизнеса для бизнеса, в отличие от B2C, когда бизнес продаёт обычному потребителю. Например, фирма, которая поставляет оптом стоматологическое оборудование в медицинские центры, работает на B2B (business to business). А медицинский центр, которые продаёт зубные щетки пациентам, это уже B2C (business to client).

Цикл продаж на B2B-рынке будет продолжительнее, чем в B2C, ведь решение о покупке принимает сотрудник другой компании, и каждый этап на уровнях управления потребует утверждения. Средний чек, скорее всего, тоже окажется выше.

Основные критерии для покупки в этом сегменте рынка:

  • качество;
  • престижность бренда;
  • анализ данных (предложения);
  • обсуждение с коллегами.

Отличается B2B-рынок и типом продаж: продавец может общаться напрямую с клиентом или через торговую сеть. Между продавцом и покупателем могут появиться посредники — брокеры, которые получат процент за работу.

На B2B-рынке часто используют приёмы для увеличения стоимости контракта, их принято называть международными терминами up-sell и cross-sell. В первом случае клиенту предлагают более дорогую услугу, чем он выбрал изначально. Во втором — с основным товаром продают дополнительные: те, что могут понравиться, или сопутствующие.

Рынок ориентируется на требования заказчика: размеры партии, сроки поставки и другие. Крупные заказы составляют большую часть бизнеса.

Клиенты компании

Выяснить цену услуг конкурента на B2B-рынке помогут клиенты.

Можно открыто запросить у клиентов показать предложения, которые они получили от других компаний. Оценить предложения и сделать стоимость ниже конечной цены.

⭐️ Совет

Полезно использовать обратную связь от всех клиентов, которые работали с конкурентами. На рынке B2B стоит опросить не менее 30% таких клиентов. Предположим, что у компании есть 15 конкурентов — информация о пяти основных из них даст среднее значение по рынку. Общение с конкурентами и заказчиками — это быстрый способ сбора информации.

Предприниматель может столкнуться с «тайными покупателями» из команды конкурентов. Под видом интересующихся клиентов они запрашивают предложения с ценой. Такой вариант даёт результат, но он неэтичен — стоит придерживаться прозрачной и честной позиции.

Диалог с конкурентом

С конкурентами не обязательно сражаться, наоборот, для бизнеса полезно общаться с конкурентами в позитивном ключе. Прямой диалог и дружбу с конкурентами можно завести на мероприятиях — форумах, конференциях и других событиях, где пересекаются предприниматели. Общаясь с представителями своей ниши, можно получить информацию о среднем чеке, а также статистику по рынку и оценку ситуации на нём.

Важно

Вдумчиво анализировать данные о среднем чеке конкурента. То, что хорошо работает в одной компании, другой может не подойти. Например, фирма продаёт ткани в ателье и узнала, что у конкурента цены ниже на 20%. Но только клиенты у них совсем разные: первая фирма работает с мастерскими среднего ценового сегмента, а вторая — с бюджетными ателье, и сама по себе низкая цена поставок не для каждого клиента будет преимуществом.

⭐️ Совет

Если цена на услуги у конкурентов ниже на четверть — не нужно спешить пересматривать все свои коммерческие предложения. Вместо этого стоит понять, почему предложение конкурентов меньше в цене, за счёт чего им удаётся держать его низким (например, качества товара, оборотов продаж). Очень важно не снижать качество ради попытки попасть в данный ценовой сегмент — может быть, в нём работает совсем другая целевая аудитория, которая просто откажется покупать менее качественный товар, пусть и по более низкой цене.