logo
Ещё

Банковская гарантия для туроператора

Туроператор обязан предоставить обеспечение своей ответственности – закон хочет, чтобы туристы, у которых что-то пошло не по плану (по вине туроператора или из-за форс-мажора), не остались без компенсации. Лучший вариант для туроператора – 50 000 000 рублей в Фонде Персональной Ответственности, тогда ни страховка, ни БГ не нужны (хотя если туроператор занимается еще и въездным/внутренним туризмом – нужно обеспечение страховкой/БГ в 500 000 рублей, согласно последнему абзацу статьи 17.2 132-ФЗ). Но накопить или вырвать из оборота такую сумму – задача сложная, поэтому туроператоры выбирают либо банковскую гарантию, либо страховку. Ниже – о том, как работает страховка и банковская гарантия для туроператора, какие сложности оформления/продления есть, что она покрывает и как выглядит форма банковской гарантии для туроператора.

Что лучше – страховка или банковская гарантия?

Законодательство позволяет туроператору выбрать между страховкой и банковской гарантией в вопросе обеспечения обязательств. Страховка – полис, который будет покрывать страховые случаи; условия страховки можно довольно тонко настроить (если эта настройка не выходит за рамки законодательства), в целом туристам проще получить компенсацию по страховке. Банковская гарантия – обязательство банка по покрытию вынужденных трат клиента туроператора; гарантия не предлагает ничего, кроме денег, и туристу получить компенсацию по БГ будет немного труднее.

Из-за гибких условий туроператоры часто выбирают страховку, но у банковской гарантии есть 2 существенных плюса, которые нужно учитывать. Первый – банковская гарантия повышает кредитный рейтинг юрлица, что позволит брать более существенные суммы на развитие (или на гарантии) в будущем. Второй – банковская гарантия обычно обходится дешевле, чем страховка, как раз ввиду отсутствия добровольно-принудительных дополнительных опций. С точки зрения закона разницы между БГ и страховкой нет, поэтому туроператор волен выбирать любой из вариантов.

Лучшие предложения по банковским гарантиям

БанкСумма обеспеченияСрокКомиссия
Ингосстрах Банкдо 300 млндо 3740 днейот 2.3%
МТС Банкдо 50 млндо 1095 днейот 2.7%
ВТБдо 100 млндо 1885 днейот 3%
Сбербанкдо 100 млндо 1861 дняот 3.4%
Банк ПСБдо 250 млндо 1888 днейот 2.7%
Банк ЗЕНИТдо 1 млрддо 3600 днейот 3.2%
Альфа-Банкдо 500 млндо 3652 днейот 3%

На каких условиях может быть заключена БГ?

Существенная часть условий банковской гарантии для туроператора – сумма и сроки. Что касается суммы – минимальная сумма прописана в законодательстве, статья 17.2 ФЗ-132:

  • От 500 000 рублей для туроператоров, занимающихся внутренним и въездным туризмом.
  • От 5% оборота за предыдущий год, но не менее 50 000 000 рублей – для выездного туризма.

По срокам – БГ должна быть заключена минимум на год. Договоров БГ может быть несколько, но они должны заканчиваться в один день. Как минимум за 45 дней до окончания действия банковской гарантии или страховки туроператор должен заключить новый договор покрытия ответственности, иначе у туроператора отберут возможность работать.

Какие риски покрывает банковская гарантия?

Детально о возмещении можно почитать в статье 17.4, если вкратце – банковская гарантия покрывает реальный ущерб туриста, возникший не по его вине. В подавляющем большинстве случаев ответственность туроператора по банковской гарантии можно разделить на 2 категории:

  1. Туроператор не выполнил свои обещания (взял деньги за тур, но в тур не отвез).
  2. Туриста пришлось эвакуировать.

Под реальным ущербом подразумеваются расходы на размещение и транспорт, при эвакуации сюда же можно вписать питание (если оно не входит в проживание). Возмещаются только те расходы, которые не зависели от воли туриста: если туриста эвакуировали из города и перевезли в другой, и во втором городе турист купил сувениры в лавке – переезд и проживание во втором городе возместят, стоимость сувениров в лавке не возместят.

Как выглядит типовая форма банковской гарантии для туроператора?

Какой-то единой формы нет, примерно БГ выглядит так:

БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ

для финансового обеспечения ответственности туроператора

[Место выдачи] [Дата: число, месяц, год]

[Полное наименование кредитной организации], [Местонахождение], Лицензия Банка России № [номер], ИНН [значение], ОГРН [значение], именуемое далее "Гарант", настоящим обязуется выплатить денежную сумму по требованию следующих лиц:

  • [Наименование туроператора], [Местонахождение туроператора], номер в Едином федеральном реестре туроператоров: [значение], ИНН [значение], ОГРН [значение], далее — "Принципал".

Обязательства Гаранта

Гарант обязуется выплатить не более [сумма цифрами и прописью] рублей в случае:

  • Неоказания оплаченных услуг.
  • Возникновения реального ущерба, включая расходы на эвакуацию.
  • Прекращения деятельности туроператора.

Гарантия покрывает обязательства по договорам, заключённым как напрямую с туристами, так и через турагентов.

Срок действия гарантии: [не менее 1 года, начиная с даты выдачи].

Выплата производится по письменному требованию туриста (бенефициара), содержащему:

  • Копию договора с туроператором.
  • Документы, подтверждающие ущерб.
  • Обоснование невыполнения обязательств.

Максимальная сумма обязательств Гаранта — [сумма].

Уплата по гарантии не лишает бенефициара права требовать штрафы, моральный вред или упущенную выгоду от туроператора отдельно.