Туроператор обязан предоставить обеспечение своей ответственности – закон хочет, чтобы туристы, у которых что-то пошло не по плану (по вине туроператора или из-за форс-мажора), не остались без компенсации. Лучший вариант для туроператора – 50 000 000 рублей в Фонде Персональной Ответственности, тогда ни страховка, ни БГ не нужны (хотя если туроператор занимается еще и въездным/внутренним туризмом – нужно обеспечение страховкой/БГ в 500 000 рублей, согласно последнему абзацу статьи 17.2 132-ФЗ). Но накопить или вырвать из оборота такую сумму – задача сложная, поэтому туроператоры выбирают либо банковскую гарантию, либо страховку. Ниже – о том, как работает страховка и банковская гарантия для туроператора, какие сложности оформления/продления есть, что она покрывает и как выглядит форма банковской гарантии для туроператора.
Законодательство позволяет туроператору выбрать между страховкой и банковской гарантией в вопросе обеспечения обязательств. Страховка – полис, который будет покрывать страховые случаи; условия страховки можно довольно тонко настроить (если эта настройка не выходит за рамки законодательства), в целом туристам проще получить компенсацию по страховке. Банковская гарантия – обязательство банка по покрытию вынужденных трат клиента туроператора; гарантия не предлагает ничего, кроме денег, и туристу получить компенсацию по БГ будет немного труднее.
Из-за гибких условий туроператоры часто выбирают страховку, но у банковской гарантии есть 2 существенных плюса, которые нужно учитывать. Первый – банковская гарантия повышает кредитный рейтинг юрлица, что позволит брать более существенные суммы на развитие (или на гарантии) в будущем. Второй – банковская гарантия обычно обходится дешевле, чем страховка, как раз ввиду отсутствия добровольно-принудительных дополнительных опций. С точки зрения закона разницы между БГ и страховкой нет, поэтому туроператор волен выбирать любой из вариантов.
Банк | Сумма обеспечения | Срок | Комиссия |
---|---|---|---|
Ингосстрах Банк | до 300 млн | до 3740 дней | от 2.3% |
МТС Банк | до 50 млн | до 1095 дней | от 2.7% |
ВТБ | до 100 млн | до 1885 дней | от 3% |
Сбербанк | до 100 млн | до 1861 дня | от 3.4% |
Банк ПСБ | до 250 млн | до 1888 дней | от 2.7% |
Банк ЗЕНИТ | до 1 млрд | до 3600 дней | от 3.2% |
Альфа-Банк | до 500 млн | до 3652 дней | от 3% |
Существенная часть условий банковской гарантии для туроператора – сумма и сроки. Что касается суммы – минимальная сумма прописана в законодательстве, статья 17.2 ФЗ-132:
По срокам – БГ должна быть заключена минимум на год. Договоров БГ может быть несколько, но они должны заканчиваться в один день. Как минимум за 45 дней до окончания действия банковской гарантии или страховки туроператор должен заключить новый договор покрытия ответственности, иначе у туроператора отберут возможность работать.
Детально о возмещении можно почитать в статье 17.4, если вкратце – банковская гарантия покрывает реальный ущерб туриста, возникший не по его вине. В подавляющем большинстве случаев ответственность туроператора по банковской гарантии можно разделить на 2 категории:
Под реальным ущербом подразумеваются расходы на размещение и транспорт, при эвакуации сюда же можно вписать питание (если оно не входит в проживание). Возмещаются только те расходы, которые не зависели от воли туриста: если туриста эвакуировали из города и перевезли в другой, и во втором городе турист купил сувениры в лавке – переезд и проживание во втором городе возместят, стоимость сувениров в лавке не возместят.
Какой-то единой формы нет, примерно БГ выглядит так:
БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ
для финансового обеспечения ответственности туроператора
[Место выдачи] [Дата: число, месяц, год]
[Полное наименование кредитной организации], [Местонахождение], Лицензия Банка России № [номер], ИНН [значение], ОГРН [значение], именуемое далее "Гарант", настоящим обязуется выплатить денежную сумму по требованию следующих лиц:
Обязательства Гаранта
Гарант обязуется выплатить не более [сумма цифрами и прописью] рублей в случае:
Гарантия покрывает обязательства по договорам, заключённым как напрямую с туристами, так и через турагентов.
Срок действия гарантии: [не менее 1 года, начиная с даты выдачи].
Выплата производится по письменному требованию туриста (бенефициара), содержащему:
Максимальная сумма обязательств Гаранта — [сумма].
Уплата по гарантии не лишает бенефициара права требовать штрафы, моральный вред или упущенную выгоду от туроператора отдельно.