«Судебный» статус банковских гарантий за последние 10 лет существенно изменился – если раньше суды не считали их предоставление обязательным при заключении контракта в рамках госзакупки, то теперь даже в суд подавать бессмысленно – если поставщик не предоставил банковскую гарантию по договору в срок, этот договор будет расторгнут со всеми последствиями для поставщика. Ниже разберем возможные причины, по которым гарантия не была предоставлена в срок, «уважительность» этих причин, ответственность за непредоставление банковской гарантии и способы урегулирования ситуации.
Если поставщик вообще не собирается предоставлять банковскую гарантию и «кормит заказчика завтраками», этот поставщик – недобросовестный (что в дальнейшем подтвердит соответствующий реестр). Но в редких случаях поставщик не может вовремя предоставить банковскую гарантию по уважительным причинам, основная – задержка со стороны банка. Если поставщик подал документы на банковскую гарантию, но банк по техническим или иным причинам задержался с рассмотрением, из-за чего поставщик не смог предоставить документ в срок – вполне логично обвинять банк, а не поставщика.
Вторая, уже более скользкая причина – отказ банка в выдаче банковской гарантии. Например, поставщик нашел хороший для себя контракт и оформил в банке БГ на заявку, после чего – подался и выиграл тендер. Далее нужно оформить гарантию на сам контракт, но банк вдруг берет и резко отказывает в ее выдаче, из-за чего поставщик не может вовремя предоставить гарантию заказчику. Этот случай будет спорным, потому что вроде и поставщик не виноват, что ему отказали, но и банк не имеет обязанности выдавать банковскую гарантию. Тут многое зависит от заказчика – если последний даст поставщику дополнительное время, исполнитель успеет найти другого гаранта. Ну и, к слову, такие случаи происходят редко – если банк дал гарантию на обеспечение заявки, то и на сам контракт банк обычно дает гарантию, проблемы могут возникнуть тогда, когда между подачей заявки и подписанием контракта финансовые показатели исполнителя резко упали.
Банк | Сумма обеспечения | Срок | Комиссия |
---|---|---|---|
Ингосстрах Банк | до 300 млн | до 3740 дней | от 2.3% |
МТС Банк | до 50 млн | до 1095 дней | от 2.7% |
ВТБ | до 100 млн | до 1885 дней | от 3% |
Сбербанк | до 100 млн | до 1861 дня | от 3.4% |
Банк ПСБ | до 250 млн | до 1888 дней | от 2.7% |
Банк ЗЕНИТ | до 1 млрд | до 3600 дней | от 3.2% |
Альфа-Банк | до 500 млн | до 3652 дней | от 3% |
Непредоставление банковской гарантии на контракт после выигрыша тендера, как и непредоставлении гарантии на гарантийный срок после исполнения контракта – повод для внесения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считается, что поставщик уклоняется от контракта. Но в реестр исполнителя могут и не внести – это решает ФАС после того, как заказчик предоставил информацию об отсутствии БГ. Обычно ФАС вносит исполнителя в реестр в том случае, если считает уклонение умышленным или такие уклонения происходят систематически. Если поставщика вносят в реестр – ему закрывают доступ к госконтрактам на срок до 2 лет.
Между закончившимся сроком подачи БГ и появлением у поставщика проблем происходят 2 действия:
Вот вокруг этих двух ключевых этапов решение проблемы со стороны поставщика и строится. То, что срок подачи гарантии истек, еще не значит, что заказчик подаст данные прямо в этот же день – по своему усмотрению заказчик может подать документы в ФАС немного позже, то есть дать исполнителю некоторое дополнительное время. Естественно, поставщику нужно будет обосновать задержку, причина должна быть уважительной и должна быть подтверждена документально. Главное – связаться с заказчиком до того, как он подаст данные в ФАС, потому что просто так отозвать заявление уже нельзя.
Если же заказчик оказался несговорчивым или уже подал данные, нужно выходить на связь с ФАС и обжаловать решение. Поставщику нужно будет предоставить документы, показывающие, что задержка произошла не по его вине и/или предоставить документы, которые будут доказывать, что задержка не несла в себе умысла.
Если же поставщику резко начали отказывать банки, то единственный быстрый способ решить проблему – поменять способ обеспечения с банковской гарантии на внесение аванса, поставщик имеет право самостоятельно выбирать, какое обеспечение будет у контракта. Обеспечение можно сменить даже уже после того, как контракт подписан – но нужно будет делать пересчет суммы с учетом уже выполненных работ.