logo
Ещё

Регресс по банковской гарантии

В рамках банковской гарантии банк (гарант) обязуется выплатить бенефициару (заказчику) определенную сумму, если исполнитель (принципал) нарушит условия договора. Когда эта сумма выплачена бенефициару – гарант получает право истребовать потраченные деньги с принципала, это право называется регрессом. Ниже – о том, когда именно регресс возникает и в каких случаях принципал может отклонить регрессивное требование по банковской гарантии.

Когда возникает регресс?

Право на регресс прописано пункте 1 статьи 379 ГК РФ – согласно ему, принципал обязан возместить сумму, которую гарант в рамках банковской гарантии передал бенефициару. Как это все происходит:

  1. Бенефициар обнаруживает, что принципал нарушил условия договора.
  2. Бенефициар посылает гаранту требование о возмещении, это требование подкрепляется документами.
  3. Банк, получивший требование, тут же уведомляет об этом принципала и пересылает ему все копии документов.
  4. Банк, основываясь на полученных документах и при необходимости запрашивая новые, проводит проверку соответствия наступивших условий условиям, прописанным в банковской гарантии. В законодательстве лимит времени на проверку не установлен, но она должна длиться «разумный срок».
  5. Убедившись, что гарантию нужно исполнить, банк перечисляет деньги бенефициару.
  6. Гарант пересылает принципалу документы, подтверждающие перевод суммы бенефициару в рамках договора.
  7. И вот теперь у гаранта (банка) возникает право на регресс по банковской гарантии – банк может через суд истребовать сумму, переведенную по банковской гарантии, с принципала.

Лучшие предложения по банковским гарантиям

БанкСумма обеспеченияСрокКомиссия
Ингосстрах Банкдо 300 млндо 3740 днейот 2.3%
МТС Банкдо 50 млндо 1095 днейот 2.7%
ВТБдо 100 млндо 1885 днейот 3%
Сбербанкдо 100 млндо 1861 дняот 3.4%
Банк ПСБдо 250 млндо 1888 днейот 2.7%
Банк ЗЕНИТдо 1 млрддо 3600 днейот 3.2%
Альфа-Банкдо 500 млндо 3652 днейот 3%

В каких случаях принципал может отказать в регрессе?

С пунктом 1 статьи 379 ГК РФ мы ознакомились, но есть еще пункт 2 – он говорит, что банк не вправе требовать возврата денег, если они были переведены не в соответствии с условиями договора банковской гарантии или с нарушением ответственности банка перед заказчиком. Проще говоря:

  1. Если банк получил требование от бенефициара и перевел ему деньги, а потом оказалось, что описанный случай в банковскую гарантию не входил – банк сам виноват, принципал ничего не должен.
  2. Если банк перевел бенефициару деньги на месяц позже, чем нужно было по условиям банковской гарантии – банк не исполнил свои обещания по БГ, принципал деньги возвращать не обязан.

При этом, как и во многих вопросах, касающихся банковской гарантии – в законе указано, что эти правила работают, «если в договоре не указано иное». То есть если в договоре указано, что банк может нарушить свои обязательства перед бенефициаром, но принципалу все равно придется платить – договор нужно будет исполнять. А даже если что-то не прописано в договоре – право на регресс все равно возникнет, если принципал даст свое прямое письменное согласие на возникновение регресса (это может быть выгодно в том плане, что принципал не потеряет репутацию у банка).

Как работает регресс, если принципал подал на банкротство?

Если вкратце – банк может включить себя в реестр кредиторов на общих основаниях. Иногда управляющие отказывают банкам по регрессивному требованию, но суды крайне часто встают на сторону банков.