Федеральная налоговая служба (ФНС) пояснила, что несовершеннолетний, владеющий недвижимостью или земельным участком, по закону считается налогоплательщиком. Разбираемся, должны ли дети платить налоги.
Когда ребенок становится налогоплательщиком
Налогоплательщиками признают несовершеннолетних, у которых есть право собственности на имущество или доля в нем. Такое имущество ребёнок может получить разными способами:
- по наследству;
- в качестве подарка;
- в виде выделенной доли в квартире, купленной с использованием средств материнского капитала.
Кто должен оплатить налог
Закон позволяет родителям совершать от имени ребенка сделки, в том числе уплачивать за него налоги. Так что фактически вносить платеж должны родители, опекуны или иные законные представители несовершеннолетнего.
Если ребенку от 14 до 18 лет, он вправе самостоятельно совершать отдельные сделки. Однако он может сделать это только при наличии письменного согласия родителей.
Когда нужно будет внести платеж
В ФНС напомнили, что налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа. Оно высылается по почте заказным письмом или электронно через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг на портале «Госуслуги».
Физлица уплачивают налог за 2025 год не позднее 1 декабря 2026 года. Оплатить его можно через:
- личный кабинет налогоплательщика;
- банковское приложение по реквизитам из уведомления;
- портал «Госуслуги»;
- кассу банка по платежному документу.
Проверьте уведомление ФНС и данные ЕГРН перед оплатой.
Подберите вклад со Сравни
Сравните ставки банков и выберите вклад или накопительный счёт с подходящими условиями.
Какие объекты облагают налогом
Объект налогообложения — это недвижимость, права на которую зарегистрированы в ЕГРН. Перечень объектов закреплен в статье 401 НК РФ, к ним относятся:
- квартира;
- дом;
- гараж;
- машино-место;
- комната;
- объект незавершенного строительства;
- хозяйственные постройки на участках для ИЖС, ЛПХ, огородничества или садоводства площадью до 50 кв. м.
Земельные участки облагаются земельным налогом. Это отдельный налог.
Как рассчитать налог на имущество
Налоговая база рассчитывается из кадастровой стоимости объекта за вычетом необлагаемой площади. Формула расчета: Налог = Налоговая база × Налоговая ставка × Доля × Коэффициент периода владения.
Налоговая база — это кадастровая стоимость объекта после применения вычета. Налоговая ставка устанавливается муниципальным актом. Доля — ваша часть в праве собственности. Коэффициент периода владения учитывает месяцы владения в году.
Итоговый расчет ФНС учитывает региональные особенности, льготы и переходные правила. Проверьте ставку и льготы в муниципальном акте по адресу объекта.
Ставка налога на имущество в 2026 году
Налоговая ставка по статье 406 НК РФ для большинства жилых объектов составляет 0,1%. Под нее подпадают квартиры, частные дома, отдельные комнаты, гаражи и места для машин. При этом уровень ставки может варьироваться в зависимости от региона. Муниципалитеты вправе менять ее в установленных пределах — от нуля до утроения базовой ставки (п. 3 ст. 406 НК РФ).
Для дорогостоящей недвижимости, чья кадастровая стоимость превышает 300 млн рублей, ставка может достигать 2,5 % (п. 2.1 ст. 406 НК РФ). На такие объекты не распространяются льготы, предусмотренные статьей 407 НК РФ.
С начала 2026 года для объектов незавершенного строительства, проектируемое назначение которых — многоквартирный дом, с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей, ставка 2,5% не действует. Вместо нее используется пониженная ставка по п. 2 ст. 406 НК РФ — как правило, 0,1% (ФЗ №425-ФЗ от 28.11.2025, п. 2.1 ст. 406 НК РФ).
У Сравни есть телеграм-канал, где пишем просто и понятно о деньгах. Подпишитесь, чтобы не потерять!
Читать по теме

